Одним только капремонтом Кенозерский национальный парк решил не ограничиваться

Репортаж Светланы Синицыной из приморской Лопшеньги. До деревни наша съемочная группа добиралась на самолете АН-2. Рассказывают — холодно, изрядно потрясло. Высадились в аэропорту, который вскоре существенно преобразиться. Что там еще появится по проекту «Воздушные причалы Беломорья»?

У жительницы приморской Лопшеньги Лидии Кобылянской рыбалка — всегда отдушина. Летом ходит в море, а когда снег — рыбачит на озёрах.


— Как рыбалка? — Плохо! — А что так? — А в этом году плохо клюёт, 22 окунька и всё! — Для себя? — Для котов.


Но не скромный улов расстроил женщину. Из-за пандемии к ней не прилетит на «майские» её сын с семьёй из Калининграда. Лидия Автономовна тоже долгое время жила там после окончания ВГИКа, работала и оператором, и монтажёром. А отпуск проводила на Беломорье у родителей. Потом в отчий дом вернулась насовсем. Вспоминает, сколько ей пришлось полетать на самолётах и больше всего на «АН-2», рейсом Архангельск-Лопшеньга.


Лидия Кобылянская, жительница д. Лопшеньги:


— Но вот когда Иконников стал в аэропорту начальником, слава Богу, всех отправляет. Запишись, хоть за полгода вперёд, он запишет и знаешь, что билет тебе будет на самолёт. Нет, отправит! Какие самолёты там откуда летят, он подсаживает, если полупустые, умеет руководить.


— Подготовка полосы, чтобы пилотам было видно каждый знак, чтобы он читался. Здесь бывают медведи, знаки ломают, выходят на полосу.


Начальник аэропорта «Лопшеньга» Илья Иконников готовится принять очередной борт. К своей работе подходит ответственно, порядок на взлётно-посадочной полосе — это безопасность полётов. Причём подчинённых нет, начальник сам следит за исправностью всего лётного оборудования, чистит снег и замеряет его высоту. Сейчас он должен решить, не пора ли «аннушкам» «переобуваться» — менять лыжи на колёса.


Илья Иконников, начальник аэропорта «Лопшеньга»:


— Это уникальный самолёт, ему замены нет, потому что он строился по-принципу «делай всё, летай везде», всё визуально, всё на тросиках, всё руками, очень душевный самолёт, жаль, что он уходит.


Хлопот у начальника прибавилось летом прошлого года. В аэровокзале начался капитальный ремонт, первый за полувековую историю. Это часть масштабного проекта «Воздушные причалы Беломорья» Кенозерского национального парка. «Лопшеньга» — один из семи действующих деревянных аэропортов области. Задача — сохранить этот уникальный пласт наследия середины 20 века. Создают не просто интерьерный музей, посвящённый малой авиации Севера, идёт восстановление облика сельского аэровокзала. На первом этапе архангельские строители вместе с волонтёрами демонтировали пол, печи, цоколь, заменили опоры, кровлю и окна.


Светлана Синицына:


— Тогда от деревянного здания остались разве что стены. Сейчас второй этап работ — внутренняя черновая отделка помещений. А в зале ожидания уже тепло.


Дмитрий Кузнецов строитель, г. Архангельск:


— Вторая печка пока что не топится, потому что нет соединителей на втором этаже, чтобы соединить её в один дымоход две печки, которая стоит в контрольно диспетчерском пункте и которая пойдёт из буфета, декоративный буфет, то есть имитация того, что было в аэропортах советского периода в 60-70 годы.


Сотрудники Кенозерского парка по крупицам собирали информацию о развитии малой авиации в Онежском Поморье. Большую помощь в этом деле оказали местные жители. Антонина Петрова работала в Лопшеньге фельдшером. Помнит как в критических ситуациях всегда выручала санавиация.


Антонина Петрова, жительница д. Лопшеньги:


— Всегда летала вместе, кроме рожениц. Уже врач смотрит — довезёт если, чтоб не рожала в самолёте, смотрит, если может, то везут сразу, а ели нет, то принимает роды.


Третий этап работ и установка экспозиций музея намечены на начало лета. Завершить проект «Воздушные причалы Беломорья» планируют к осени.


Елена Шатковская, директор Кенозерского национального парка:


— Я хочу поблагодарить безусловно за те невероятные количества интереснейших экспонатов, которое нам передавали авиаторы, местные жители. Огромное спасибо, потому что на самом деле мы очень много нового узнали.


«Ан-2» отправился в обратный рейс. У начальника аэропорта появилось немного времени для творчества. С детства пишет стихи. Уже издано семь сборников. Любимая тема — авиация. Вообще он по образованию учитель русского языка и литературы, работал журналистом в газете и на радио. Но «связь с небом» оказалась сильней. Илья Иконников — авиатор в третьем поколении.


— Может здесь под звёздами, на поле

большее найду, чем потерял.

Снова обрету покой и волю

и приду к началу всех начал.

Новости