Для архангельских реставраторов уходящий год был юбилейным

35 лет назад было создано региональное отделение Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика Грабаря. Наши специалисты высокого класса работают в тесном контакте с 25 музеями нашего региона. Ежегодно мастера дают вторую жизнь сотне памятников искусства и старины.

Глядя на этот «бержер» в стиле модерн начала 20 века, как не вспомнить крылатую фразу из «12 стульев» Ильфа и Петрова — «Утром деньги — вечером стулья». Герои известного романа долго и тщетно искали спрятанные в стульях бриллианты. А вот архангельские мастера во время одной из реставраций в кресле кое-что нашли.

Алексей Чекин, художник-реставратор мебели Архангельского отделения ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря:

«Вещь уже неоднократно ремонтировалась, и под обивкой кто-то подложил предметы женского туалета, в очень хорошем состоянии. И в итоге, нам пришлось возвращать уже три экспоната, вместо двух».

Эти кресла в течение прошлого века перетягивали несколько раз. Но на радость реставраторов, сохранилась и родная ткань, которая соответствует и стилю и цвету. Сейчас необходимо подобрать такой же материал, сохранить авторский красочный слой, словом, вернуть бержерам первоначальный вид. И более того, как заметил Алексей Чекин, замысел дизайнера.

Алексей Чекин, художник-реставратор мебели Архангельского отделения ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря:

«Понять его идею, понять как он работал. Потому что мы не имеем право вступать в соавторство. Мебель — это малая архитектура, которую задумал архитектор. И вот хотелось бы вернуть обратно ту задумку, чтобы кресло действительно заиграло».

«Здесь и подклад сильно разрушен, тоже придётся подбирать материал хлопчатобумажный, дублировочный. И всё тоже ставить на свои места».

Они всё «расставят» на свои места. Такая работа — сохранять наследие Русского Севера для будущих поколений. На рабочем столе Александры Григорьевой епитрахиль. Это передник — часть церковного облачения духовенства 18 столетия. А хранился он в фондах Архангельского краеведческого музея. Другой раритет, с которым работает Мария Григорьева, тоже епитрахиль. Как подчеркнули специалисты, предстоит полная реставрация этих церковных вещей — скрупулёзная и длительная работа. Сейчас первый этап — исследование, после чего примут решение — какой провести демонтаж, подберут способ очистки и дублировочный материал.

Александра Григорьева, художник-реставратор тканей Архангельского отделения ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря:

«Вот как раз дублировочный материал, который предстоит покрасить и подвести под утраты. Я думаю, что будет очень красиво, если мы все деформации уберём, если всё встанет на свои места и будет очень замечательный предмет для экспонирования в музее».

Ещё из предметов богослужебного облачения священников — поручи 18 века. Иначе сказать — нарукавники в виде полос плотной ткани, которые закрепляются на запястье шнуровкой. И это Шенкурская школа шитья. Когда началась реставрация вещей, было сделано неожиданное открытие. Сначала лики на поручах считали вышитыми.

Александра Григорьева, художник-реставратор тканей Архангельского отделения ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря:

«Когда предмет уже пришёл к нам на реставрацию, оказалось, что здесь вообще лики написаны масляной живописью и реставрация их будет в следующем году. В мастерской масляной живописи».

А это шейные украшения 19 века — женские нагрудники ручной работы из Красноборского краеведческого музея. Реставраторам пришлось долго потрудиться. Был произведён полный демонтаж и очень сложная очистка, чтобы убрать огромное чернильное пятно. Оно было на одном из экспонатов.

Александра Григорьева, художник-реставратор тканей Архангельского отделения ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря:

«Была очень ветхая ткань. И главное было — не потерять цвет самого материала, и чтобы материал не разошёлся».

Также готовы к отправке уже в Вельский музей детские ботинки из грубой черной кожи. Сверху они украшены шерстяной тканью, поэтому и название «коты праздничные». Такую обувь носили в русских деревнях в 18-19 веках. По словам специалистов, проблема заключалась в том, что они долго не хотели размягчаться и всё время на них выступали какие-нибудь соли. Причём, ботиночки попали в руки реставраторов со следами бытования, то есть с историей жизни предмета до поступления в музей.

Александра Григорьева, художник-реставратор тканей Архангельского отделения ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря:

«Как раз там было и сено, и навоз. Там чего только не было! Где ходили, то и осталось. — Убрали навоз? — Да. — А почему? Нельзя же. Это тоже тех времён. — Думаете, бытование предмета нужно было оставить?».

Светлана Синицына:

«Как говорится, мастеру виднее. Но возможно, что это была „изюминка“ двухсотлетних ботиночек».

Новости