В руки архангельских реставраторов попал слюдяной выносной фонарь середины 18 века

Пока перед началом работ мастера исследуют раритет, другие предметы прошлых столетий уже дожидаются отправки домой — в краеведческие музеи Шенкурска и Вельска. А на рабочих столах реставраторов не менее интересные старинные вещи.

Реставратор Надежда Тихомирова словно пекарь у печи выпекает горячие пирожки. А под прессом рукописный памятник второй половины 19 века из фондов музея «Художественная культура Русского Севера» — полсотни листов и 9 иллюстраций из сборника «О путях совершенства и духовных мытарств». Это, так называемая, «лествица» — выдающийся аскетический труд, который описывает весь путь — «по-лестнице» восхождения человека к Богу. Работа с раритетом идет второй год. Сначала — большой этап исследования предмета. Причём, листы и рисунки большей частью выглядели как пазлы — десятки разрозненных кусочков, которые предстояло собрать и восстановить их целостность. Дальше началась пошаговая реставрация. Экспонат почистили, промыли, укрепили чернила, затем были подклеены разрывы и восполнены утраты основы. И вот завершающий этап работ — прессование, процесс достаточно длительный.

Надежда Тихомирова, художник-реставратор книг и архивных документов Архангельского филиала ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря:

«Первые сутки меняются сукна на сухие, чтобы влага оттягивалась. Ну и дальше до 21 дня лист находится в прессе. Он уже там стабилизируется, чтобы его не крутило никуда, не волновало, он должен вылежаться».

Потом после прессования листы снова будут собраны в книгу. А готов к отправке в Вельский краеведческий музей документ 1910 года — свидетельство на «малую Золотую медаль» Кулакову Василию от вологодского общества сельского хозяйства.

Светлана Синицына:

«Глядя на этот раритет начала 20 века, так и хочется затянуть старинную русскую песню — „Догорай, гори, моя лучина!“. Это светец — нехитрая, но своеобразная подставка для лучины — одной или нескольких. Когда их зажигали, в избах становилось светло».

Столетие назад для безопасности в деревянное корытце наливали воду, клали снег или песок. Лучина горела, угольки осыпались. Но случалось, судя по следам ожогов, дерево прогорало. Деревянную чашу заменяли другой, — вся конструкция разбиралась. И каждый раз мастер мог проявить свою фантазию и украсить светец по своему вкусу.

Алексей Чекин, художник-реставратор мебели Архангельского филиала ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря:

«Была задача сохранить все следы бытования, всю эту аутентичность, передать эпоху того времени. Даже следы прошлых ремонтов мы не стали удалять. Укрепили, обработали древесину, закрыли всё защитным слоем, обработали металл».

Светец отправится на родину в Шенкурский краеведческий музей. А на очереди другой уникальный экспонат — слюдяной выносной фонарь начала 18 века.

«Вот эта часть, она металлическая, вот эта вся часть уже идёт из дерева. Снизу тоже дерево и металл, внутри металла чаща под свечу».

Ещё на фонаре роспись и слюдяные окошки. Раритет из фондов Архангельского краеведческого музея. Первый этап работ — знакомство со старинным предметом, изучение конструкции, которая по форме и декоративным элементам символизирует Небесный град Иерусалим. «Фонари-иерусалимы» на Севере называли «ходовыми» и «процессионными». Они были очень популярны в 16 и 17 веках. Использовали их в храмах во время крестных ходов. Этот слюдяной светильник из Надвоицкой церкви, что на реке Выг в Карелии, которая сгорел в 19 веке. Пострадал и позолоченный фонарь, но уцелел.

Татьяна Кольцова, заведующая отделом древнерусского искусства Музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»:

«Обновили резные детали и отправили всё это вместе взятое в Архангельск Епархиальное древлехранилище. Таким образом в Архангельске оказался этот удивительный памятник, который связан с мастерством резчиков и мастеров слюдяного промысла Поморья».

Раньше слюду добывали на карельском берегу Белого моря. За границей её называли «московицкое стекло». Минерал отличался прочностью, термостойкостью и хорошо пропускал свет. Но когда появилось настоящее стекло, надобность в слюде отпала. Сейчас для реставрации ее с трудом нашли в Иркутске. В работе с фонарём предстоит обработка металла, укрепление красочного слоя и древесины, восполнение утрат, и установка недостающих фрагментов слюды.

Алексей Чекин, художник-реставратор мебели и металла Архангельского филиала ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря:

«Авторская слюда останется обязательно. Наша задача — сохранить всё то, что сохранилось».

Основной принцип в работе реставраторов, впрочем, как и у врачей — главное не навредить.

Новости