Летний берег Белого моря всё больше притягивает внимание туристов

Около двух десятков экомаршрутов и туров организовал в «Онежском Поморье» Кенозерский национальный парк. А раньше за творческим вдохновением сюда охотно приезжали известные советские писатели. Среди них Юрий Казаков. Новые жильцы дома в приморской Лопшеньге, где останавливался прозаик, бережно хранят его вещи и даже проводят экскурсии.

Светлана Синицына:

«Я в Добролюбовской библиотеке. Это подборка книг известного русского писателя и автора „шестидесятника“ Юрия Казакова. Его считают одним из крупнейших советских новеллистов. Писал о том, что пережил сам. Он очень любил ездить на Русский Север, посещать исконно русские места, где черпал уникальные материалы для своего творчества. Одна из книг так и называется „Поедемте в Лопшеньгу!“.

„Капитан“ карбаса Лев Зубов и „юнга“ Кузьма Киселёв северодвинцы. Каждое лето они проводят на побережье Белого моря в деревне Лопшеньге. Любимая игра — в мореплавателей. На берегу братьев ждёт бабушка с вкусными шанежками. 9 лет назад бабушка Татьяна Михеева — актриса Северодвинского народного театра „Автограф“ купила дом в Лопшеньге, чтобы приезжать на лето. Дача оказалась с литературной „изюминкой“.

Лев Зубов, житель Северодвинска:

„В этом доме останавливался несколько лет знаменитый писатель Юрий Павлович Казаков. Написал такие рассказы как ‚Поморка‘, ‚Арктур гончий пёс‘, ‚Двое в декабре‘.

В деревне два адреса, где останавливался московский писатель, сначала у помора Яреньгина, но этого дома сейчас уже нет. Затем снимал комнату в добротной крестьянской избе Василия и Миропии Репиных. С ними Юрия Павловича связывали теплые дружеские отношения. Несколько лет они вели переписку. Нынешние хозяева — Татьяна Викторовна и её внуки бережно хранят память об известном постояльце. В комнате начала 70-х мало что изменилось. Здесь и личные вещи Юрия Казакова.

Татьяна Михеева, жительница Северодвинска:

‚Вот фуфайка — это точно, потому что даже в кармане обнаружили карандаш с какой-то бумажкой записулькой. Грелся этим обогревателем здесь, сидел на этом стуле‘.

Печатную машинку передала хозяйке вдова Казакова. Тамара Судник — филолог, выпускница МГУ тоже любила бывать Лопшеньге и общаться с лопшарями, — записывала особенности диалекта поморов и местный фольклор. В доме Репиных хранится и книга Казакова ‚Северный дневник‘ с дарственной надписью. Сейчас северодвинцы даже разработали домашнюю экскурсию для гостей.

Татьяна Михеева, жительница Северодвинска:

‚Когда туристы приезжают, выходя из этого дома они просто идут и говорят, мы сейчас будем искать эти книги, мы будем читать‘.

В завершении экскурсии Татьяна читает ‚Поморку‘ Казакова.

‚Марфа молится, стоя на коленях в углу. Молится она не за себя — за тех, кто на рыбных промыслах в Баренце‘.

Писал Юрий Казаков о гармонии человека и природы. Его произведения, по мнению литературоведов, связаны с традициями лирической прозы Бунина, Тургенева, Пришвина, Паустовского. Тема Севера в творчестве Казакова занимает важное место. Как считал писатель, Север формирует особый склад характера человека. ‚Тихое мужество‘ — такую фразу подобрал он для поморов. Юрий Казаков писал о людях разных характеров и разных профессий. Так, в рассказе ‚Манька‘ 17-летняя сирота работает почтальоном, носит письма по деревням и рыбацким поселкам. Хрупкая, но выносливая девушка не боится дальней и трудной дороги. Вот словно автор рассказывает о Капиталине Федотовой. Сейчас ей 83, а разносить почту пришлось девчонкой — помогала маме, отец погиб на войне.

Капиталина Федотова, жительница д. Лопшеньги:

‚Зимой на лошадях. Пешком-то летом, только летом. — Тяжёлая сумка? — Я иногда на руку газет накладу, стеснялась ещё с сумкой ходить‘.

Первый раз на Летний берег Беломорья Юрий Казаков отправился в конце 50-х, прочитав повесть Михаила Пришвина ‚За волшебным колобком‘. Ранее старший коллега по перу бывал в этих местах. Кстати, в экспозиции нового музея Лопшеньги ‚Дом на восьми ветрах‘, который недавно открыл Кенозерский парк, есть первое и редчайшее издание этой книги Пришвина 1908 года с иллюстрациями английского художника Денгаса-Юма. Она вошла в раздел экспозиции, посвящённой известным творческим людям, бывавшим в поморской деревне. А фраза ‚Поедемте в Лопшеньгу‘, — название книги Юрия Казакова, была адресована его другу и коллеге Константину Паустовскому.

Марина Мелютина, начальник отдела изучения и интерпретации историко-культурного наследия Кенозерского национального парка:

‚Эта поездка не состоялась. Поэтому поедемте в Лопшеньгу — это как бы такой призыв был, конечно, Паустовскому. Но я думаю, что это потрясающая символическая фраза, — вообще для всех‘.

Новости