Крупнейший в России центр атомного судостроения «Севмаш» отметил юбилей

Народный артист России Сергей Безруков привёз в Архангельск два спектакля Московского Губернского театра
На сессии Архангельской городской Думы депутаты заслушали отчёт главы города Дмитрия Морева
Не стало Павла Николаевича Балакшина — бывшего главы администрации Архангельской области и мэра столицы Поморья
В Архангельске на этой неделе работала большая делегация стран БРИКС
Непонятное будущее нависло над племенной фермой Мезенского района в селе Долгощелье
Главная тема этой недели — ледоход в Архангельской области
В одном из новых скверов Архангельска установят памятник Якову Лейцингеру
Михаил Мишустин подписал постановление об увеличении ежемесячных выплат классным руководителям в школах и кураторам групп в колледжах и техникумах
В зону спецоперации отправят беспилотники, созданные одним из конструкторских бюро региона
Техника и люди к пожароопасному сезону в Поморье готовы!

В огромных цехах на закрытой территории куётся ядерный щит страны. Уже 8 десятилетий. За эти годы завод построил более 200 кораблей и 130 подводных лодок. Производство секретное, доступ ограничен. И всё же по такому отличному поводу там устроили небольшую экскурсию для прессы.

Сюда журналистов пускают очень редко. Это — установка «Атмосфера-2». Внутри в специальных гидрокостюмах варят трубы из титановых сплавов. Для плавления нужна температура в полторы тысячи градусов.


Александр Симонов, электросварщик:


— В костюме температура периодически доходит до пятидесяти градусов, все плавает внутри. Вначале было, конечно, страшно, но со временем опыт, уже привычно все.


За сварщиками постоянно следит мастер, общается по рации. Работа весьма опасная. Внутри камеры — ядовитый газ аргон. Но иначе сверхпрочный сплав просто не получить.


Сергей Шухтин, мастер сварочных работ, начальник электронно-лучевой установки Севмашпредприятия:


— Технология уникальная, она достаточно дорогая, потому что это сложный инженерный комплекс, аргон в полной мере циркулирует по замкнутому циклу, а потом проходит дополнительную очистку, есть блок химочистки.


Установка появилась на предприятии в семидесятых. Сейчас в стране таких осталось только две. Севмаш вообще бережно относится к наследию последних восьмидесяти лет. Так на территории сохранили уникальный Николо-Корельский монастырь, основанный еще в 15 веке. Именно у его стен высадился первый десант строителей будущего завода. Тогда в церкви разместили общежитие. Сейчас снова ведут службы. На этой неделе восстановленный иконостас освятил митрополит Корнилий. А это — цех обработки корпусов. Здесь до сих пор есть площадка, где расчерчивали детали самых первых кораблей.


Роман Пономарев, начальник участка ПЛАЗ корпусообрабатывающего цеха 5 Севмашпредприятия:


— Раньше все расчерчивали на полу, это последняя разбивка естественно, прогресс не стоит месте и сейчас как бы используются средства техники современные, и мы используем систему автоматизированного проектирования, работаем в автокаде. Раньше, грубо говоря, люди работали на коленях, а сейчас пересели за столы.


Владимир Стариков:


— На Севмаше до сих пор работает и этот цех под номером пять. Как уверяют сотрудники, он среди судостроительных — старейший на всем Северо-Западе, старше даже самого предприятия. Именно здесь закладывали еще первый советский линкор. Сейчас цех — многофункциональный. Здесь строят атомные и дизельные подводные лодки, а несколько лет назад именно тут создавали нефтяную платформу Приразломную.


Сейчас в пятом цеху, как и во многих других — очередная волна модернизации. Меняют все — от прессов и печей до газорезок.


Артём Симонов, заместитель начальника цеха № 5 Севмашпредприятия:


— По нашим подсчетам это уменьшает продолжительность строительства заказов в цехе 5 примерно в 1, 4 раза. А каждый день простоя лодки на стапеле стоит очень больших денег.


Многие цеха благодаря модернизации получают второе рождение. В четвертом — металл уже обрабатывают машины. Люди только следят.


Леонид Дьячков, главный технолог Севмашпредприятия:


— Закуплено более 150 единиц этого оборудования, которое позволяет Севмашу изготавливать сложную технику, комплектующие изделия, которые идут на основные заказы, такие как движетильный комплекс, винто-рулевой комплекс.


Сейчас на Севмаше внедряют и так называемую систему бережливого производства, пришедшую с японских машиностроительных заводов. Суть проста — повышение уровня самоорганизации работников. Все инструменты, форма, чертежи — всегда на своем месте. За этим тщательно следит начальство.


Сергей Рубец, представитель управления производственной системой Севмашпредприятия:


— Рабочий, приходя на рабочее место, видит свое место в нормальном состоянии или приводит в нормальное состояние. Для чего, обеспечивает свою безопасность, хорошую производительность труда. И, что самое главное — повышает культуру производства и общее качество работы.


Еще одна новинка последних лет — научно-производственные роты. Из 50 новобранцев первого призыва, проходивших службу сборщиками и сварщиками на Севмаше, 45 остались здесь работать.


Евгений Жидков, мастер производственного участка Севмашпредприятия:


— Ребята уже обучены, получают дополнительный опыт сверх того, что они уже имеют. То есть по окончании военной службы они уже будут более профессиональными работниками, и с ними будет проще работать.


Уже в следующем году Севмаш может отметить очередной юбилей — число сотрудников перевалит за 30 тысяч. Осталось принять на работу несколько сотен человек.


Владимир Сыродубов, заместитель генерального директора Севмашпредприятия по управлению персоналом:


— Портфель заказов на ближайшие годы сформирован, работы у нас много, люди нам нужны, поэтому мы осуществляем набор кадров. Мы берем к себе на практику студентов ВУЗов, у нас заключены договора с 15 ведущими университетами страны.


Новые специалисты Севмашу действительно понадобятся, чтобы уже через несколько лет начать строить лодки новейшего, пятого поколения.


Владимир Стариков


Новости