Светлана Синицына:
«Этот памятник тюленю был установлен в 2010 году в честь 65-летия Великой Победы. Он постоянно удивляет и умиляет особенно гостей и тех горожан, которые не знают, почему здесь на Набережной Северной Двины, в историческом центре Архангельска, у Вечного огня появился этот бронзовый ластоногий».
Ответ на частый вопрос о памятнике гренландскому тюленю — в постановке «Минувших лет живая память» народного театра «Словица» Архангельского городского культурного центра. Литературный спектакль поставила режиссёр Любовь Гарганчук по повести Павла Кренёва «Беляк и Пятнышко». Писателя пригласили на премьеру.
Геннадий Скреботун, актёр народного литературно-музыкального театра «Словица» АГКЦ:
«В ней отражён взгляд русского православного человека, который родился в северной деревне и провёл там детство. И это придаёт особый шарм его прозе».
Впервые за шесть лет работы в «Словице» Геннадий Скреботун получил роль морского капитана, до этого играл чиновников и помещиков. В кителе сразу почувствовал себя комфортно, а литературный материал тронул до глубины души, как и всю труппу. Причём, «Беляк и Пятнышко» — первая инсценировка произведений Кренёва.
Любовь Гарганчук, режиссёр народного литературно-музыкального театра «Словица» АГКЦ:
«Мы всегда знаем как здорово работать на местном материале, то есть это просто про нас, про наших предков — это очень дорого».
«Меня зовут Аня, Анна Матвеева. Кто же тебя отпустил на зверобойню. Просто у меня в семье трудно. Сейчас мама болеет, — работать не может. Папа погиб год назад на Карельском фронте».
Это невыдуманная история произошла в годы войны в холодных водах Белого моря, куда на зверобойный промысел отправилась девочка-подросток, чтобы её семья не умерла с голоду. Самой Ане удалось выжить, благодаря двум тюленьим детёнышам, обречённым на смерть без своей мамы — утельги, которую убили.
Ярослав Согласнов, ученик школы № 45, г. Архангельска:
«Очень поразила судьба Анны Матвеевой, которая в своём юном возрасте попала на зверобойку и пыталась прокормить свою маму, братьев. Архангелогородцам необходимо было мясо, тёплая тюленья шкура, чтобы выжить».
Известно, что по смертности от голода Архангельск считается вторым городом после блокадного Ленинграда. А у героини повести был прототип — Анна Матвеевна Петрова, она из поморской Лопшеньги, откуда родом и сам писатель. Павел Кренёв давно живёт и работает в Москве, но не забывает пенаты. Часто приезжает в Архангельск и на свою малую родину. В канун 80-летия Победы Павла Григорьевича пригласили ещё на встречу с читателями в офис Кенозерского парка. История Севера, война, судьбы земляков — главные темы его творчества.
Марина Мелютина, начальник отдела изучения и интерпретации историко-культурного наследия Кенозерского национального парка:
«Когда ты читаешь такой большой его „веер“ работ, перед вами встаёт очень живой образ людей, живущих у моря».
Кстати, Кренёв — литературный псевдоним, а вообще он Поздеев из коренных поморов — лопшарей. «Крень» — означает твёрдую древесину, которую очень трудно распилить. На встречу пришёл и младший брат писателя Сергей вместе с супругой. Всего в семье Поздеевых пятеро братьев и сестёр. Раньше Сергей как и Павел писал стихи. Одно он посвятил их деду Егору, который погиб на Карельском фронте.
Сергей Поздеев, житель Архангельска, брат Павла Кренёва:
«Я живу среди вас
Пусть незримо, но это неважно.
От невзгод сберегу,
Сохраню, сберегу от огня.
Только очень прошу
Не забудьте однажды,
Я останусь в живых,
Если кто-нибудь помнит меня».
Антонина Поздеева:
«У Павла Григорьевича, есть ещё повесть, которую он тоже посвятил своему деду. „На рубеже огня“ вроде называется?! Да».
Житель Заостровья Владимир Глебов познакомился с творчеством Павла Кренёва в конце 80-х. Первой книгой стала «Река детства» с дарственной надписью прозаика.
Владимир Глебов, житель Заостровья:
«Северная тема такая интересная. Он пишет очень живо вот о природе, о Белом море, о семье».
На этот раз писатель презентовал свою новую книгу «Расшумелось Белое море». Речь идёт об интервенции на Севере.
Павел Кренёв, писатель, журналист, Москва:
«Это нападение 14 государств на Россию в 18 году. Не потому что они чего-то хотели помочь, они хотели украсть. Россию всегда обворовывали. Вот и украли. Они много чего увезли отсюда и лес и материалы. Они обворовали Архангельск капитально просто и людей загубили».
А что касается постановки, то автор её одобрил, — сделано с душой.
Павел Кренёв, писатель, журналист, Москва:
«Не развлекательная, какая-то там игрушечная. Заставит задуматься о судьбах людей, о войне, о людских драмах и трагедиях».
Новости