После месяца странствий по арктическим морям в Архангельск вернулось судно «Михаил Сомов»

На нем — внушительная делегация ученых, а еще медики и журналисты. И всем есть что рассказать.

Позади — 31 день исследовательских работ на земле вечных льдов. Пройдено более 5 тысяч миль по Белому и Баренцеву морям. На «Сомове» 10 научных групп получили сведения о климате, атмосфере, загрязнении, состоянии экосистем Арктического региона. Данных так много, что для их обработки ученым потребуются несколько недель.

Ольга Балакина, начальник второго этапа экспедиции «ТрансАрктика 2019»:


— План перевыполнили по океанографическим наблюдениям и, соответственно, по метеорологическим. Эта работа проводилась нами на разрезах. Мы выполнили дополнительно океанографический разрез, чтобы нам полностью закрыть акваторию Баренцева моря, чтобы наблюдения были полноценные и полные.


Во время рейса проведен комплекс ценных морских исследований. Участники экспедиции отобрали пробы воды, донных осадков и зоопланктона в 121 точке Баренцева моря.


Дарья Биденко:


— На корме судна отбирают пробы воды. По правилам безопасности находиться здесь можно только в каске. А это специальное устройство для отбора проб — с 12 батометрами. Михаил, расскажите, как всё происходит?


Михаил Шунин, начальник отдела океанологов, Северное УГМС:


— У нас специальное устройство пробоотборное, которое программируется на определенные глубины, и по достижению этой глубины срабатывает спусковое устройство, которое закрывает батометр, и вода остается внутри.


За рейс удалось отобрать более тысячи проб. Часть из них проанализируют в Архангельске. Исследователи радиации высоких широт привезли грунт, растительность, снег и горные породы с полярных островов. Теперь важно оценить накопленные экологические риски. В Арктическом регионе проводились ядерные испытания.


Евгений Яковлев, заведующий лабораторией экологической радиологии Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лавёрова РАН:


— В Арктике происходит захоронение радиоактивных отходов, в том числе на дне Баренцева моря. Кроме этого, в 90-х годах была мощная программа по утилизации атомного флота, в первую очередь подводных лодок Северного морского военного флота. И все это внесло значительный вклад в радиоактивность.


С борта «Сомова» аэрологи ежедневно запускали метеорологические радиозонды для наблюдения за атмосферой Арктического региона. Получили уникальные данные об изменении температуры и относительной влажности воздуха на разных высотах.

Владимир Фоменко, начальник отряда аэрологии второго этапа экспедиции «ТрансАрктика 2019»:


— Можно сказать, мы были первооткрывателями в нашей новейшей истории России. Наши данные войдут в историю, будут отправной точкой для будущих исследований.


Эксклюзивные данные — и у биологов экспедиции. Во время круглосуточных вахт они регистрировали встречи с арктическими животными. Среди них 7 видов, занесенных в Красную книгу России — гренландские киты, моржи, полярные дельфины, белые медведи. Участники «Трансарктики 2019» сумели насладиться нетронутой природой Арктики. «Сомов» проходил мимо скалистых берегов сотни арктических островов. В ледовых полях встречались гигантские айсберги.


Виктор Гиль, капитан научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов»:


— Мы и с экспедицией сейчас как одно целое, срослись, и дружеская обстановка, и бытовые условия, все понимают, что судно старое. Играли в футбол, есть чем развлечь.


Исследования высоких широт продолжатся в рамках третьего этапа экспедиции «ТрансАрктика». В середине июля ученые отправятся в Арктику на судне «Профессор Молчанов». А «Михаил Сомов» уже через неделю снова уйдет в Арктический рейс. На этот раз с грузом для полярных метеостанций.


Новости