Архитектурную доминанту набережной Архангельска — Кирху — сложно не заметить. Ее готический облик выделяется среди «пятиэтажек» неслучайно. Культовое место для почитателей органной музыки когда-то выглядело вот так. Изначально в 1768 году это была лютеранская церковь Святой Екатерины. Колокольню венчал — тогда еще барочный — купол с часами и крест с флюгером. А в церкви играли на органе. Но октябрьская революция изменила привычную жизнь прихожан.
Елена Плешкова, музыковед:
— Время борьбы с религией, время борьбы с храмами. Это настолько были революционные яркие и разрушительные события, что никому в голову не приходило сохранять.
Церковь закрыли, орган разобрали мародеры, а в здании, где когда-то венчались — в 1953 году устроили спортзал. На лыжную секцию и тренировки по волейболу приходили и воспитанники детско-юношеской спортивной школы № 1. На этих кадрах видно, как легкоатлеты занимаются в нынешнем органном зале. Различные спортснаряды, мечи, кабинеты тренеров и раздевалки располагались на первом этаже. И лишь в 80-х приняли решение перейти от спортивного к духовному предназначению здания.
Мария Воробьёва, корреспондент:
— Камерный зал открылся летом 1987 года. Первыми на этой сцене выступил оркестр Латвийской государственной филармонии. Играла музыка Вивальди, Генделя, Стравинского. А 4 года спустя здесь вновь зазвучал орган.
Мария Воробьёва, корреспондент:
— На создание именно такого образа органа немецких органостроителей вдохновил сувенир — маленькая щепная птица счастья. А в 1991 году зал поморской филармонии украсил этот уже 15-метровый в высоту духовой инструмент.
Впрочем, орган говорит голосом всех музыкальных инструментов. В разное время именно на нем в Архангельске играли именитые исполнители мира. Музыковед Елена Плешкова показывает как органисту удается «пробудить» все 1842 трубы.
Елена Плешкова, музыковед:
— Для этого существует специальное приспособление — регистровые рычаги. Это вот они. Которые выдвигая и задвигая органист использует все возможности инструмента.
«Король инструментов» — немецкого происхождения. Как и положено королю — не он подстраивается под зал, а зал — под него.
Елена Плешкова, музыковед:
— Орган — это инструмент, который строится для определенного зала, определенного помещения с его акустическими возможностями и орган является продолжением зала. И единым целым с залом. Потому что пространство зала является для органа резонатором — усиливающим звук инструмента.
Симфония звуков охватывает весь зрительный зал — это 314 мест. Но есть в Кирхе еще одно помещение, где льется музыка. От «музыкальной» гримёрки — вверх, по крутой лестнице. На звоннице — колокола, отлитые в Воронеже еще в 1991. Кстати, ими управляют с пульта. А звучит колокольный звон только по особым случаям — чтобы не нарушить акустику органа. Колокольные перезвоны можно было услышать в честь 250-летия Кирхи. Этот концерт — как дань памяти тому, что здесь было раньше. Поздравить Кирху прибыл и представитель главной евангелическо-лютеранской общины России.
Михаэль Шварцкопф, пробст Евангелическо-Лютеранской церкви России по Северо-Западу:
— Мы очень рады, как лютеране России, что она открылась заново как место культуры. Вместе со звуками органа вернулась определенная лютеранская духовность тоже в это здание. И для нас, лютеран, культура и религия, они очень тесно связаны.
Вспомнить то, как начиналась история, зрителям помогают артисты Театра Драмы и Поморской филармонии. Музыка, световые контрасты, видео-арт и монологи-воспоминания. Все, чтобы создать атмосферу того, старого Архангельска.
Василий Ларионов, директор Поморской филармонии:
— Город, где было огромное количество людей других национальностей, других конфессий, других рас даже. И этот город всю свою историю был таким мостом, который связывал Россию с Европой. Мы хотели через наше представление показать его именно таким.
Впечатлять и погружать в классику здесь будут и дальше. Кстати, сами артисты говорят, эти стены — помогают.
Мария Воробьёва. Александра Невдах.
Новости