Летняя школа реставраторов открылась в Каргопольском районе

Российский писатель Павел Кренёв презентовал в Архангельске книгу «Расшумелось Белое море»
Военнослужащие подразделений Росгвардии по охране государственных гособъектов и спецгрузов отмечают праздник
В апреле российские войска завершили освобождение южных районов Курской области
Архангельск на этой неделе стал площадкой «Школы мэров»
Понятие «геноцид советского народа» теперь закреплено законодательно
Многодетные семьи могут бесплатно посещать музеи, парки и выставки по всей России без каких-либо ограничений
Более 200 рыболовов из Поморья и соседних регионов собрал «Налим Малиныч» на Лёкшмозере
Из эллинга предприятия «Севмаш» вышла атомная подводная лодка «Пермь»
Международный арктический форум «Арктика — территория диалога» прошёл в Мурманске
В Поморье продолжается реализация масштабного проекта «Люди и локомобили»

Каргопольский район принимает российскую школу реставраторов. В ней профессионалы учат, студенты учатся. Вместе восстанавливают живопись, предметы декоративно-прикладного искусства, иконы и церковные атрибуты 19 века в Ошевенском музее. Восстановление культурного наследия — удовольствие дорогое. Району не по карману. А тут — своевременно и без затрат.

За этим длинным столом происходят маленькие чудеса. Старинным вещам дарят вторую жизнь. Какой выбрать клей и как укрепить грунт, московские художники-реставраторы учат студентов.

Татьяна Чаленко, сотрудник научно-исследовательского института реставрации, Москва:

— Мы всегда должны смотреть, методика будет ли помогать выводить памятник из аварийного состояния, будет эффективна или она будет разрушительной для предмета. Даже обладая определенными знаниями, сверхуверенность опасна.
 
Перенимать опыт коллег в Каргопольский район приехали студенты из Петербурга, Москвы и даже Беларуси. В  Ошевенском им доверили реставрацию икон и предметов народного быта. Вот, например, от гибели спасают расколотую на двое прялку.

— Наносим профилактическую заклейку по краю и в местах шелушения красочного слоя для того, чтобы потом удалить металлические заклепки и скрепить основу.

Интенсивный курс в полевых условиях знакомит с техниками реставрации. Юлия — молодой художник из Минска, работает в национальном историческом музее. Тут она впервые в жизни восстанавливает иконы.

Юлия Дранец, участница летней школы, Минск:

— Похожее делала, но не на иконах, на живописи. И есть разница, потому что в иконах нужно быть более выдержанным, чем в живописи. В живописи надо все быстрее делать, в иконах все дольше, медленнее, скрупулезнее, аккуратнее.

Случайных людей среди практикующих реставраторов нет. Неспешный труд пытаются разнообразить юмором.

Полина Сальникова, участница летней школы, Москва:

— Компресс, поставил чаек, выпил, посидел в интернете, проверил, дальше… По-разному, конечно, бывает. Дублирование холста и ты 5 часов с утюгом, уже пот обливается.

Летнюю школу собрал Союз реставраторов России. Попасть на стажировку удалось не каждому желающему. Конкурс на бесплатную поездку в северную глубинку — 5 человек на место. Для Каргопольского района летняя школа — почти как «скорая помощь». Уникальные памятники переживают не лучшее время.

Вячеслав Фатин, президент Союза реставраторов России:

— У нас Каргополь — это один из древнейших городов, богатейший город со своей архитектурой, к сожалению, не обласканный ни вниманием, ни финансированием, поэтому многие объекты находятся в упадке.

Молодые художники справляются на «отлично». На реставрацию им отдали иконы Александро-Ошевенского монастыря и этот запрестольный крест 19 столетия. Специалисты говорят, автор был отменным столяром и живописцем.

Дмитрий Ковалев, главный хранитель государственного научно-исследовательского института реставрации, руководитель секции живописи летней школы реставраторов:

— Предполагаю, что у него были настолько некорректные условия хранения — много влаги. Потом они лежат, например, на чердаке и под крышей, где в летнее время дерево очень сильно прогревается. И дерево сильно усохло, как следствие, сужение размеров дерева. Мы видим разрушение красочного слоя.

Возвращения церковных реликвий с нетерпением ждут в обители. Александр Ошевенский основал ее в середине 15 века, в советские годы монастырь разорили. Сегодня потомки понемногу его возрождают.

Юлия Ершова:

— Это Никольский храм мужского монастыря в Ошевенске. Именно здесь на этих стенах появятся четыре иконы, которые отреставрируют участники летней школы, а восстановленный запрестольный крест будет выставлен для поклонения православных верующих.

Следующее место работы школы — Новгород. Но на Русском Севере еще так много сокровищ, которым требуется реставрация, что сюда нельзя не вернуться.

Новости