Это команда второй научной экспедиции на Заяцкий мыс Унской губы Белого моря. На этот раз, кроме сотрудников Кенозерского национального парка и питерских дизайнеров, в составе группы — Нина Петрушина, 86-летняя архангелогородка. На Заяцком прошло её военное детство. Нину Фёдоровну пригласили в этот неблизкий и сложный путь как очевидца, чтобы подсказать специалистам где, что находилось. А ей самой очень хотелось найти заветную тропинку к родному дому, который покинула больше 70 лет назад.
Светлана Синицына:
«Трудно представить, что здесь в 30-50 года прошлого века работал, шумел Унский лесозавод. Сейчас шумит лес. А ещё здесь жили люди».
Кроме местных жителей и вольнонаёмных, среди которых были и родители Нины Фёдоровны, на заводе работали спецпереселенцы. Это тысячи невинно пострадавших людей, насильно высланных на Север, в основном из южных регионов Советского Союза. Семь спецпосёлков было создано на Онежском полуострове.
Елена Шатковская, первый директор Кенозерского национального парка, автор идеи проекта:
«Людей вырвали из своей среды, вообще из своего мира, от своих родных, от своих друзей. Закинули на дальний Север. Это трагедия страшная — то, что пережил народ в сталинские времена. Мы не сделали выводов из этого».
Первый директор парка Елена Шатковская инициатор создания на Заяцком памятного места, где сохранились остатки бывшего лесозавода с уникальными паровыми машинами начала 20 века. Так возник масштабный проект «Люди и локомобили. Индустриальная память в ландшафте Беломорья». При поддержке благотворительного фонда Потанина. Главная тема — спецпоселения в период индустриализации и сталинских репрессий в 30-е годы прошлого века. Сотрудниками проведена огромная скрупулёзная работа по сбору архивных материалов, поиску свидетелей того времени и их потомков по всей стране. На основе этих воспоминаний в 2024 году вышла в свет книга памяти спецпереселенцев Онежского полуострова под названием «Излом». В ней — 1300 фамилий. Сейчас готовится второе, дополненное издание. В него войдёт и рассказ Ольги Кондратьевой об её родных — большой и крепкой семье Каталевских из Астрахани. Они были раскулачены и сосланы на Беломорье, там и родилась мама Ольги Николаевны. Но многие Каталевские погибли.
Ольга Кондратьева, жительница Астрахани:
«Маленький Николай, которому было два года в момент выселения, умер в дороге, потому что было очень холодно, голодно. Очень много умирало в вагонах».
На Заяцком мысу в планах — создать историко-мемориальный маршрут, посвящённый этим трагическим страницам в истории страны.
Елена Шатковская, первый директор Кенозерского национального парка, автор идеи проекта:
«Не тропу прогулочную, а здесь должно быть мощное погружение. Это про трудное наследие, которое нужно знать, оценивать, делать выводы, помнить, чтобы никогда этого не повторилось вновь».
По итогам первой экспедиции на Заяцкий принято решение максимально оставить всё что сохранилось, привести в прядок и сделать благоустройство территории. Во второй выезд наметили уже конкретные задачи.
Виктор Яндовский, главный архитектор Кенозерского национального парка:
«Уточнили все точки, где будут стоять навигационные стенды, и приняли решение, каким образом зафиксировать каменную кладку и спасать наши замечательные локомобили».
По результатам археологических исследований почвы обнаружено более десятка бытовых и технических артефактов. Были сделали глубокие шурфы на месте кирпичной части завода. До раскопок существовало предположение, что производство на Заяцком началось не в 30-е годы прошлого века, а на столетие раньше.
Марина Мелютина, начальник отдела изучения и интерпретации историко-культурного наследия Кенозерского национального парка:
«Мы нашли здесь кирпичи с клеймами Пертоминского монастыря. А Пертоминский монастырь разбирали, как известно, уже в конце 20-х, в 30-е годы, то есть никаких доказательств, что здесь был более ранний завод, мы пока не получили».
Питерские архитекторы Ирина Кащеева и Елизавета Михайлова — дизайнеры проекта. Они специально приехали на Заяцкий, чтобы всё увидеть своими глазами, прочувствовать атмосферу и дух этого места. С собой взяли домашние заготовки — эскизы будущего маршрута.
Елизавета Михайлова, архитектор, дизайнер проекта, Санкт-Петербург:
«Примерили на местность, поняли масштаб происходящей ситуации, прошли своими ногами, и как-то стало более понятно всё, что происходит».
Ирина Кащеева, архитектор, дизайнер проекта, Санкт-Петербург:
«Меня впечатлило, как быстро лес поглощает жизнь. Это особенно видно в паросиловом цехе. Деревья, которые растут внутри его и вокруг, которые просто съели индустриальный ландшафт, показывает на то, как недолговечна наша жизнь и как вечна природа».
Все проектные работы завершат этой осенью. Следующим этапом станет возведение объектов экспозиции.
« — Нина Фёдоровна, куда этот песочек? — На могилку матери. Горсть родной земли».
Нина Петрушина, жительница Северного округа Архангельска:
«Рада, что Заяцкий не умрёт, в любое время можно будет приехать, поклониться. Но тропинка-то не заросла. Я ведь её нашла!»
Новости