Несколько сценариев развития МРВ предлагается экспертами

Морской речной вокзал появился в истории страны в 1972 году. Его еще называли парадной Архангельска. Быть может и поэтому тоже в 1997 году здание, сделанное в виде большого корабля, появилось на 500-рублевой купюре. Ею мы расплачиваемся и по сей день, а вот от былого величия МРВ ничего не осталось. Первые в городе электронные часы погасли, сам вокзал по прямому назначению не используется с 2006 года. И вот похоже наступило время вдохнуть в морской-речной вокзал вторую жизнь. Как это уже попытались сделать актеры архангельского молодежного театра, за постановку спектакля «Север» в локациях МРВ в этом году они получили золотую маску «За расширение конвенций репертуарного театра.» Спасибо им за это.

Морской речной вокзал. 77 год. От причала отходит теплоход на Соловки. Это вид с палубы. На общем фоне выделяется здание в виде корабля. По нему узнавали город те, кто прибывал сюда по воде.

Владислав Дреко, редактор паблика "Архангельск: архитектура и градостроительство":

- Если сверху посмотреть, то видно, что здание вокзала стоит около реки, но там изображены такие как бы волны. Создается такая аллюзия, что земля это вода, а вода это земля. Он как бы ходит по морским, речным просторам.

Панорамные окна, широкие лестницы, по которым можно подняться на галерею. Свой кинозал и ресторан. Это место притягивало жителей и гостей Архангельска. Отсюда уходили большие пассажирские суда в Котлас и Нарьян-Мар, а также в Кандалакшу и Мурманск.

- Теплоход Вацлав Воровский работает на линии Архангельск-Мурманск-Архангельск с 64 года. За этот период теплоход перевез более миллиона пассажиров. Между нашими городами Архангельском и Мурманском установилась большая дружба.

В 90-е пассажирские перевозки стали стремительно сокращаться. Здание пришло в упадок. Его перестали использовать по прямому назначению. Площади сдали в аренду. Сейчас главные морские и речные ворота Поморья на замке. Вернуть сюда дух севера - предлагает Евгений Тенетов. Директор морского музея убежден: вокзал, по-прежнему, должен быть связан с морем. Его идея - создать здесь морской мультикультурный центр. Интерактивные экспозиции, мастерские, книжные и сувенирные лавки.

Евгений Тенетов, директор Северного морского музея:

- Это такой историко-культурный хаб. Приезжает человек в Архангельск и сразу приходит сюда и все понимает. И про Арктику, и про север, и про значение Архангельская для России.

Над новой концепцией вокзала работает и международное архитектурное бюро. Специалисты провели опрос среди жителей. Чтобы понять современные потребности.

- Хотелось бы может музей какой-то или детский центр развития, чтоб детишки занимались.

- Общественное место, какой-то развлекательный комплекс, скорее всего.

- Еще одна торговая площадь? Там есть музей, по-моему, пусть там и будет.

На основе полученных данных подготовят несколько сценариев развития территории.

Никита Куров, исполнительный директор архитектурного бюро "Aukett Swanke", Москва:

- Нам удалось выявить некий сценарий идентичности горожан, что это север, что это море, что это независимость, что это самость, это свобода и культура. Такие тезисы, которые позволят нам сформировать некую легенду этого проекта.

Свое видение Морского речного вокзала предлагают в торгово-промышленной палате. Вдохнуть жизнь хотят и в бывший ресторан "Север" . В этом здании он располагался с 72-го года.

Виталий Лочехин, президент торгово-промышленной палаты Архангельской области:

- Это позволит стать точкой притяжения деловой активности, привлечение инвестиций, туристического потенциала, в том числе. Ну, и в рамках развития нацпроекта по развитию Арктики до 35 года считаем целесообразным создать такой культурно-деловой центр.

Екатерина Макарова:

- Со времени постройки Морского речного вокзала прошло почти полвека. Сейчас без него невозможно представить облик Архангельска. Но конечно вся страна здание вокзала увидела на 500-сотрублевой купюре. На банкноту его поместили в 98-ом году - вместе с памятником Петру Великому и Соловецким монастырем.

Что появится вместо опустевшего вокзала - пока неизвестно. Главное, надеются жители, здание сохранит исторические черты. И великолепные виды на Северную Двину. Ведь построен он в виде большого корабля. Только вот замаячит ли ему большое плавание, большой вопрос.

Новости