В архангельской Кирхе Молодёжный театр представил спектакль «Молот»

Это работа питерского режиссера Максима Соколова. На памяти руководства Кирхи — это первый раз когда сценой стал зрительный зал. В нем из-за пандемии лишь два десятка гостей, но впечатлений масса. «Молот» и атмосферная Кирха перенесли зрителей на 500 лет назад, в эпоху охоты на ведьм.

Тьма и страх, власть и наказание, обвинения без преступления. В Архангельской Кирхе развернулся суд инквизиции. Зрители словно не на спектакле, а на самом процессе. Охота на ведьм — уголовное преследование, доведенное до абсурда. 50 тысяч жертв в средневековой Германии, Швейцарии, Франции, Шотландии. Обвиненных в колдовстве судили и казнили в центральной Европе вплоть до середины 18 века.

Инга Рудакова:

— Философский вопрос от режиссера -имеет ли человек право судить других? Иди даже молча присутствовать на всеобщем судилище? -главный вопрос постановки «Молот». В основе сюжета — суд средневековой инквизиции — с ее чудовищными пытками, страхами, болью и бесконечной несправедливостью.

Если ведьма признавала свое колдовство — ее сжигали на костре, перед этим отрубив голову. Если не признавала — то уничтожали заживо. Если выдавала сообщников — ей обещали жизнь, но затем все равно убивали. Суд чудовищных правил и бездоказательных доводов. Авторская музыка, современная проекция на вековые стены и мистические блики в темноте старинной церкви. Спектакль в историческом пространстве. Чтобы думать, чувствовать и плакать. В постановке не просто несколько трагичных историй. Спектакль раскрывает технологию абсурдных допросов. Чтобы получить признание, следствие давит на самое дорогое — жизнь и здоровье детей и родителей жертвы. Как это похоже на жернова сталинских репрессий и современную охоту на «ведьм» тоталитарных режимов. Зачем пытать? Чтобы жертва очистилась от греха… Святая инквизиция прикрывается именем Бога и не знает пощады. И пределов манипуляции тоже не знает, затаскивая жертву в лабиринты следствия. Режиссерская философия выходит за рамки Средневековья — поиск виноватых, как задача, веками сталкивающая различные группы населения, есть ли у нее смысл в современной цивилизации?

Максим Соколов, режиссер постановки «Молот»:

— Мы очень любим искать виноватых — в обществе и в политике, и в культуре. Желание судить — в природе человека и возможно, когда люди посмотрят на такие процессы со стороны, они задумаются о том, что на самом деле человек может выбрать другую линию поведения, что может быть по-другому и что найти виноватого — это не самое главное.

В финале спектакля — все участники чудовищного следствия: грозные инквизиторы и их невинные жертвы. Поднимающие огромный черный шар, возможно, это символ псевдоправосудия.

— Допросы, следствие, да вся эта судебная система, мне кажется похоже и корнями идет как раз в средневековье.

— Спектакль о том, что происходит сейчас в этом году, во всем мире и в нашей стране.

-Я вышла у меня если честно — мурашки, надо еще обдумать — очень много информации -это, конечно очень зрелищно.

— Трактат 15 века настолько сегодня злободневный. Захватывает с первого выхода, блестящие актеры и очень хорошая постановка. Виктор Петрович — научился приглашать сюда блестящих, хороших режиссеров.

Впереди — номинация постановки на престижную театральную премию «Золотая маска». По мнению зрителей — спектакль достоин.

Виктор Панов, руководитель Архангельского молодежного театра:

— Меня абсолютно не интересуют номинации, главное, что вот такое явление состоялось.

Безусловно, явление. Открывшее новые грани Архангельского молодежного театра. И обратившее внимание, возможно, на самое важное: поиски виноватых — уже не главная тема цивилизации. Сегодня другие задачи: понять кто мы, куда и зачем идем.

Новости