Сегодня День военно-морского флота

Большой праздник устроители решили провести без размаха из-за коронавируса. Официальную часть решено сохранить. Так менее чем через час в Архангельске первые лица области возложат цветы к ключевым памятникам и монументам. Следом состоится военно-морской парад. За ним горожане смогут понаблюдать с берега. Корабли-участники обещают шоу фонтанов.

Морская Россия это самая протяженная береговая линия и выход к трем океанам. И тем не менее, именно Двинские волны рождали мечты и планы самых отважных. И колыбелью российского флота стали Северная Двина и Белое море. А первенец что родился в этой колыбели более 10 веков назад.

Инга Рудакова:

— Поморский коч — знаменитый прародитель судов современного российского флота, появился он на Севере задолго до первых Петровских кораблей, как считают специалисты, примерно, в 10-11 веке.

Строились кочи методом прикладной инженерии — без чертежей. А первые даже без гвоздей. У архангельских мастеров -судостроителей был глаз-алмаз и точная рука. Примерный план судна нередко рисовали на песке. Бесстрашные поморские кочи ходили до Шпицбергена и так умно были придуманы и умело построены, что даже студеные северные моря своими штормами не могли перевернуть их. А спустя 7 веков на берегу Двины у России появился первый боевой корабль.

Игорь Гостев, заведующий отделом военной истории Архангельского краеведческого музея:

— Модель первого российского боевого корабля с которого начинался морской флот — модель яхты Святой «Петр». Эта яхта была построена в 1663 году в Архангельске, голландскими мастерами, специально к приезду Петра Первого. Когда он приехал в Архангельск, это было 30 июля, то он прибыл к себе в домик на Мосеевом острове и два дня он не появлялся в городе вообще — он знакомился со своим первым кораблем. Здесь была золоченая деревянная резьба, потому что это было не только боевое судно, но и личный адмиральский корабль Петра Первого.

По приказу Петра весной 1694 года воевода Федор Апраксин начал строить в Архангельске второй боевой корабль. Выглядели первенцы российского флота примерно, как эти модели кораблей — такие парусники были построены Соловецкими монахами в память о посещении монастыря Петром Первым.

Игорь Гостев, заведующий отделом военной истории Архангельского краеведческого музея:

— В 1694 году Петр лично проверяет качество строительства, подрубает канаты и лично спускает его на воду и устраивает большой праздник, большой пир в честь второго корабля и нарекает его Святым Павлом.

И если у Святого Петра было на борту 12 пушек, то у Павла уже 24. Петр совершил на нем выход в море и прошел более 600 километров. Затем петровские соратники пригнали из Голландии пушечный корабль «Святое пророчество». «Святой Петр», «Святой Павел» и «Святое пророчество» стали первым морским боевым отрядом. И вместе они совершили выход в Ледовитый океан. Это, как считают военные историки, и стало первой конвойной операцией и реальным рождением российского флота.

Инга Рудакова:

— Архангельское адмиралтейство вошло в историю как уникальное судостроительное предприятие. Его первенцами стали пушечные корабли «Северная звезда» и «город Архангельск».

Строительство кораблей поставили на поток. А почти через век выпускали уже и пушечные фрегаты, и бриги, катера и яхты. Знаменитый корабль «Диана», построенный в Соломбале в 1853 году дошел до Японии. Участвовал в спасении жителей от землетрясения и цунами. А его макет удостоился чести быть представленным в японском музее и стал там символом российского флота.

Инга Рудакова:

— На соломбальской судоверфи был построен и знаменитый парусный линейный корабль АЗОВ в 1825 году. Это участник героических морских сражений. Это первый корабль российского флота, удостоенный за героизм кормового георгиевского флага.

Модели судов — как вехи истории, каждая — целый этап в развитии судостроения или судоремонта.

Александр Белов, научный сотрудник Северного морского музея:

— Все суда, которые представлены здесь в витрине, будь то ледорез Фёдор Литке, будь то ледокольный Александр Сибиряков, или первое советское научно-исследовательское судно «Персей» — все они так или иначе в годы Великой Отечественной войны были мобилизованы, принимали участие в союзных операциях. В том числе, они бывали в Архангельске, кто-то здесь ремонтировался. Они также вписаны в историю Архангельска.

Сегодня в главных стратегических точках мирового океана несут вахту около 60 российских кораблей и судов обеспечения. Почти половина из них в дальней морской зоне. За последние 8 лет в боевой состав флота вошли более 200 кораблей, катеров и судов различного класса. К 2027 году доля современных кораблей ВМФ должна превысить 70 процентов.

Владимир Путин:

— Новые корабли будут оснащены передовыми системами управления и дальней связью. Они ощутимо укрепят боевой потенциал ВМФ, повысят стратегические возможности. Военно-морской флот всегда надёжно защищал рубежи России. И в наши дни он играет исключительно важную роль в обеспечении безопасности России, твёрдо стоит на страже национальных интересов, помогает поддерживать стратегический баланс и стабильность в мире.

Море строит, учит и не отпускает даже на берегу. Те, кто служили на флоте — на всю жизнь отважные морские волки. Высокий, подтянутый, с армейской выправкой Николай Анкудинов — водитель скорой помощи. А в прошлом моряк, командир катера командующего Северным флотом.

Николай Анкудинов, житель г. Коряжмы:

— Я там людям помогал, спасал, потому что служил на катере. То же самое и здесь. Помогать людям — это хорошо.

На северный флот Николай попал по контракту и остался на 14 лет. Службу закончил в звании мичмана. После возвращения устроился водителем скорой помощи. На работу Николай ходит в тельняшке. Это его талисман на всю жизнь. А День ВМФ — самый любимый праздник.

Новости