Заброшенная судоверфь на берегу Пезы. Исследователи обнаружили ее в деревне Езевец. Мастерская была обустроена на повети большого крестьянского дома. Здесь шили речные карбасы — лодки, на которых ходили на промысел. Внутри даже остались заготовки. Шпангоуты — поперечные ребра судна — их изготавливали из цельного дерева.
Александр Рыжков, участник экспедиции, заведующий Мезенским историко-краеведческим музеем:
— Готовая стоит кокора. 10,5 метров, рядом стоит станок для подготовки набоев, заготовлены еще пара кокор, детали которых нужно обработать. И все готово для того, чтобы начать строить лодку.
Экспедиция на Пезе — часть проекта «Карбас. Из истории мезенских поморов». Участники на лодках прошли 120 километров. Исследовали места, куда попасть можно только по реке и где еще остались настоящие поморские суда.
Виктор Мишуков, житель д. Мосеево:
— Лодки большие, они в основном у нас шли для перевозки. Для перевозки грузов на сенокос, мы их использовали.
Каждую такую лодку тщательно замеряют и делают снимки. Всего удалось обнаружить около ста традиционных деревянных лодок. В основном речные карбасы. Остальные — плоскодонки, их использовали для продвижения по мелководью.
Алексей Едовин, руководитель экспедиции, учёный секретарь Архангельского краеведческого музея:
— К сожалению, за последние годы в результате появления новых технологий, новых материалов, а также благодаря тому, что космические ступени, которые во время запуска ракет здесь оседали, их распиливали на металл. И вот из них теперь делают лодки.
За время экспедиции участники собрали серьезную базу данных: информацию о форме и размерах лодок. Их анализ позволит сравнить тенденции судостроения на Пёзе с другими северными регионами.
Новости