То, что в «сталелитейке» появилось два новых крана, слышно даже в соседних цехах. О своем движении они оповещают громкой сиреной. В кабине тренируется машинист Инна Феликсова. Говорит, только с виду кран похож на детскую игрушку с парой джойстиков. Новое управление еще нужно освоить.
— Если вас посадить на новую машину, вы же сразу на ней не поедете, все равно будете к ней привыкать, приноравливаться.
Старые краны еще не увезли. Отработали полвека, провалили последнее техобслуживание. Новые — уже не механические. Сплошь электроника. И что особенно приятно машинистам — с кондиционером.
Инна Феликсова, машинист крана:
— Там не было конечно кондиционеров, старенькие печки, которые еле-еле нас обогревали. Это уже было не дело, когда у тебя кран дергается весь, тут сами видите, все плавно ездит, все плавно работает.
Модернизация в цехе идет на каждом участке. Заменили окна и кровлю — чтобы новые краны и другое оборудование не ржавело. Последние месяцы дорабатывают печи. К лету их заменят на современные. Это — самая эффектная часть производства. На нее сбегаются посмотреть даже окрестные коты.
Владимир Стариков:
— Внутри печи температура достигает 1700 градусов. Там металл становится жидким, к нему добавляют химические соединения и сплавы, чтобы придать определенные свойства. Ну, а дальше он попадает в специальный ковш, чтобы потом его разлили по нескольким формам.
Второй цех — один из старейших на Севмаше. В том году отметил восьмидесятилетний юбилей. Считается одним из самых тяжелых для рабочих — кругом пыль и песок, в воздухе — запах жженого металла — такова технология. Но благодаря модернизации, здесь также проведут генеральную уборку.
Виктор Хая, начальник цеха № 2 ПО «Севмаш»:
— Смонтирована новая пылегазоочистка, она находится с западной стороны цеха, монтируется водооборотка. Конечно таких условий, чтобы в белых халатах ходить, не будет, но воздух должен быть чище и людям должно нормально работаться.
Сегодня здесь отливают около четырехсот тонн стали в месяц. Готовы — в пять раз больше. Особенно после модернизации. Поэтому сейчас на уровне руководства обсуждается предложение, чтобы передать второму цеху заказы от всех предприятий объединенной судостроительной корпорации. Таких по стране — больше сорока.
Владимир Стариков