Выставка «Иконы Каргополья. Возрождение» на неделе открылась в галерее искусств Церетели в Москве

На ней 150 произведений Иконописи и деревянной пластики. Сразу и столько, пожалуй, впервые. Восхищенные мнения гостей галереи вполне понятны. Некоторые экспонаты только что восстановлены реставраторами. А некоторым — без малого 6 веков.

В пяти выставочных залах Российской академии художеств приглушённый свет. Эти экспонаты того требуют, иконописные памятники прошлых столетий прибыли в столицу из Архангельска.


— Для нас — для музея — это особый волнительный день и особая честь.


Музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» представляет масштабную выставку «Иконы Каргополья. Возрождение.» Это более 150 произведений иконописи и деревянной пластики 15-19 веков.


Татьяна Кольцова, заведующая отделом древнерусского искусства музейного объединения «Художественная культура Русского Севера:

— На выставке треть икон будет показана впервые. Двадцать из них пришли на выставку сразу со столов реставраторов.

Этот уникальный выставочный проект архангельские музейщики готовили несколько лет вместе с московскими коллегами. В первую очередь, мастерами Всероссийского научно-реставрационного центра Грабаря, к 100-летию которого и приурочена выставка. Адольф Овчинников реставратор почти с 70-летним стажем. Он один из ведущих и уважаемых мастеров центра. К тому же большой эрудит.


Адольф Овчинников, художник — реставратор ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря:


— Чем отличаются северные иконы? Серьёзностью, натуральной серьёзностью шутить нельзя. Сказано, по образу и подобию Божиему, вот и получите!


Поздравительный адрес организаторам выставки прислал Патриарх Кирилл. В своем послании Святейший Владыка подчеркнул, что особенно полезно знакомство с выставкой начинающим художникам, скульпторам и иконописцам. Они призваны стать наследниками огромного духовного богатства, которое оставили мастера прошлого.


отец Александр Егоров, художник-священник, Подмосковье:


— У нас нет будущего, если мы не осознаем, какое великое прошлое стоит за нами.


На открытии специалисты уже назвали выставку выдающимся явлением в художественной жизни столицы.


Виктор Калинин первый вице-президент Российской академии художеств, Москва:


— Для меня это событие планетарного значения, потому что такого погружения в то, что вроде бы навсегда исчезло, а с другой стороны всё актуальнее и актуальнее становится, и в таком объёме и такого качества. это, конечно, невероятно.


Большая часть каргопольской коллекции — результат многочисленных научных экспедиций в 50-80 годы в районы Архангельской области под руководством искусствоведа и реставратора Николая Померанцева. Выставка посвящена памятникам истории и искусства христианской культуры Русского Севера.


Анна Рындина, академик Российской академии художеств, Москва:


— Это потрясающая сила энергетики, это лицо земли. Они ухватывают тебя и не выпускают, потрясающая совершенно сила. Великолепно. Это настоящая жизнь, настоящие вещи. Это вообще по-моему, из недр из глубины, вся эта красота такая.


Экспозиция состоит из нескольких тематических комплексов: древнейшие памятники, деревянные резные произведения, старообрядческие иконы. Один из залов посвящён Богоявленскому храму села Ошевенска. В деревянной церкви 18 века сохранился пятиярусный иконостас. Он частично представлен на выставке. А в планах после реставрации показать ещё и иконы третьего яруса.


Елена Кутукова, заместитель губернатора Архангельской области:


— Этот иконостас и вот эти иконы, которые сегодня представлены на выставке, они вернутся в Архангельск, и откроется выставка в начале апреля, которая будет приурочена к Арктическому форуму, выставка «История одного храма».


Среди самых уникальных памятников, по мнению специалистов, Деисусный чин конца 15 — начала 16 века и икона «Богоматерь Одигитрия со Святителем Василием Великим«1527 года. Именно Каргополье круто изменило судьбу Геннадия Дурасова. В начале 70-х он впервые побывал в архангельской глубинке и был очарован её памятниками и жителями.


Геннадий Дурасов, этнолог, православный агиограф, Москва:


— А занимался-то я революционным подпольем Кронштадта. И вот Ульяна Бабкина, которая делала игрушки, совершенно меня как-то переориентировала. После знакомствал с ней, с крестьянской настоящей жизнью, я стал заниматься искусством.


Ещё один москвич, архитектор Дмитрий Пшеничников, тоже не скрывает восторга от выставки. Он познакомился с Каргопольем в студенческие годы и с тех пор очень любит Север.


Дмитрий Пшеничников, архитектор, Москва:


- Это большой праздник, большая радость на душе. Некий трепет от увиденного. Древняя культура, которая как раз сохранилась на Севере и, конечно, когда впитываешь, понимаешь наши корни, откуда мы и зачем.


В конце зимы коллекция вернётся в Архангельск. И уже в марте музей ИЗО представит выставку «Иконы Каргополья. Возрождение» северянам.

Новости