Коллекция домовых росписей Кенозерского национального парка пополнилась

Росписи на домах, мебели, бытовых предметах — ярчайшее явление народной культуры конца 19 века.

«Это — традиция, вообще, во всём Севере в той или иной степени присутствовала. Манеры были разные, сюжеты — то перекликались, то были оригинальными».

Речь — о домовых росписях. Тема сохранения традиционной северной деревянной архитектуры — конёк известного искусствоведа Михаила Мильчика. 91-летний профессор из Санкт-Петербурга — давний друг Кенозерского парка. За свою жизнь учёный побывал в десятках экспедиций на Русском Севере. В нежилой деревне Малое Самково Михаил Исаевич обнаружил вековую избу с резными причелинами, полотенцами-подзорами с украшением в виде солнца под коньком, а на подшивках свеса кровли — роспись со львами и розами.

Михаил Мильчик, историк архитектуры и иконографии, Почётный академик Российской академии архитектуры и строительных наук, Санкт-Петербург:

«Полуциркульные завершения, и вот тут сосредоточена была основная роспись. Вероятно, это можно только предположить, роспись была ещё и подбалконная».

Этот терем специалисты определили как редчайший образец деревянной архитектуры. Сруб решили перевезти и восстановить его в столице Кенозерья деревне Вершинино. Так в парке заработал проект «Львы и розы». Широкое распространение у северных крестьян домовые росписи получили в 19 веке. А столетие спустя этот ярчайший пласт народной культуры практически был утрачен. Приглашённые художники расписывали фронтоны зданий, мебель, бытовые предметы, к примеру, саночки. Часто изображали кото-львов — как символ защиты жилища, растения — изобилие, птицы — счастье и любовь. И, вот, очередное приобретение — расписной столетний шкаф. А в нём — сюрприз.

Анна Анциферова, главный хранитель музеных фондов Кенозерского национального парка:

«Изображение мужичка, причём мужичок явно навеселе, что-то празднует. В одной руке — чарочка, в другой руке — бутылочка. И подпись — Пётр Блинов, и непонятно, то ли Пётр Блинов — это хозяин дома, то ли автор росписей».

Антропоморфный орнамент — изображение людей — большая редкость. По мнению специалиста, первоначально это были распашные двустворчатые двери, которые стали мебельной дверцей, перевёрнутой вверх тормашками.

Анна Анциферова, главный хранитель музеных фондов Кенозерского национального парка:

«Встречаются такие избы на Кенозере, когда жилая часть поделена на две части — на избу и на женское царство, прилуб или бабий кут — таким длинным встроенным шкафом-заборкой. А проход могли либо оставить открытым, либо отгородить дверьми».

Шкаф с мужичком навеселе установили в Рухлядном амбаре парка. И у туристов к раритету — большой интерес.

Новости