Любовь к маленькой детали рождает образ большого монастыря. Над памятником деревянного зодчества Максим Карелов трудился 3,5 года. Сначала создал храм со звонницей, затем — братский корпус. В мини-версии намоленного места есть даже колодец.
«Здесь ведро есть, тросик — пожалуйста, опускай, черпай воду».
А еще дровник, куда монахи складывают запасы топлива, и просфорная, место где пекут хлеб для литургии. «Мне б в таком монастыре жить!» — воскликнул настоятель храма Александра Невского иерей Олег, как только увидел работу умельца. Считает — если есть маленькие храмы, будут и большие!
Иерей Олег, настоятель храма Александра Невского:
«Макет — это проект! Значит, по нему можно сделать и настоящий. Это хорошее увлечение и для души, если еще с молитвой — тем более».
Родился мастер в старообрядческой семье. Много лет проработал шофёром, а когда вышел на пенсию — потянуло к «высокому». Каждые два года создавал по храму. А недавно замахнулся на целый архитектурный комплекс.
Елена Юрьева:
«Создавая макеты, мастер работает по фотографиям, но не повторяет оригинал. Старается привнести больше своего. Максим Зиновьевич говорит, что и в старину умельцы никогда не копировали друг друга. Каждому хотелось построить храм красивее и богаче, чем у предшественника».
Свой почерк — и у северного зодчего. Например, вход в церковь украшает икона Божией Матери. А крышу братского корпуса мастер сделал из лемеха, тогда как раньше ее просто перекрывали досками. Несмотря на преклонные годы, у Максима Зиновьевича глаз — алмаз! Детали выпиливает точно до миллиметра. Говорит, сделаешь чуть больше одну деталь — вся конструкция сдвинется и здание развалится. К делу подходит основательно.
«Не просто так в отверстие вставил, а как положено — чтобы не дуло, для тепла, ветер не гонял».
Работает дрелью, напильником, скальпелем. Из видов дерева уважает сосну, реже использует ёлку. В мастерскую пенсионер приходит ежедневно.
«Мозги отвлекаю от всяких проблем. Потому что проблемы есть, а я сюда пришел. Тут кольнуло, там стрельнуло. А тут забыл. Мне надо это подогнать к этому».
За свою жизнь Максим Карелов создал десять миниатюрных святынь. Многие из них остаются недоступными для глаз посетителей. И это очень огорчает соседей и родных северного умельца.
Ирина Косач, соседка мастера:
«Может быть, даже какие-то крупные предприятия захотели бы себе приобрести и установить на своих предприятиях, например, в музеях. Потому что некоторые крупные предприятия имеют свои музеи».
С такими экспонатами, уверены родные мастера, любой музей обретёт особую атмосферу и привлечет посетителей, которым обязательно захочется увидеть величие храмов в уменьшенном масштабе.
Новости