Здесь, на главной улице старинной деревни как-то особенно благодатно. Храмовый ансамбль каменной церкви Дмитрия Солунского и деревянного храма Николая Чудотворца создает удивительное место красоты и покоя. Cтолетняя деревянная церковь когда-то вмещала в себя все мольбы и чаяния жителей Зачачья, а это было два десятка деревень. С 1930 годов прошлого века храм постепенно умирал. И вот, спустя десятки лет здесь снова идут молебны. Пока среди строительных лесов, подпорок и временных настилов. Тёмные стволы — это ели, которые в ожидании реставрации держат храмовый шатер уже больше 20 лет. За всё это время памятник, находящийся под охраной государства, так и не был реставрирован.
Иерей Роман, настоятель храма Богоявления Господня, с. Емецк:
«Реставрация планировалась очень давно, но, так как, к сожалению, не было выделено достаточно финансирования, были проведены только консервационные работы. В этом году храму исполняется 110 лет со дня освящения».
Его предшественник был построен в 1687 году, в начале прошлого века был перебран из нового леса и полностью повторил очертания старинного храма. А 30 июня 1915 года был торжественно освящен. Сто лет для храма по меркам истории — не возраст. Поэтому некоторые считали, что Никольский храм в Зачачье нельзя причислить к памятникам. Но энтузиасты сочли, что это — памятник, прежде всего титаническому труду предков, и отнеслись к храму, как к человеку, а для человека 100 лет — целая жизнь. «Охраняется государством» — такими табличками увешаны сотни старинных храмов Архангельской области. И под этими же табличками они разрушаются и погибают. По данным одного из православных сайтов, в регионе — около 800 деревянных церквей и часовен, это в два-три раза больше, чем в соседних областях. Особенно нуждаются в реальной помощи крупные храмы.
Владимир Станулевич, председатель Архангельского отделения Императорского православного палестинского общества:
«Они оказались в самом конце очереди на реставрацию, на спасение, это большая очень проблема федерального значения. За последние 3 года федеральное министерство культуры выделило на волонтёрские организации, работающие по спасению, деревянных церквей, 15 миллионов рублей на всю страну. Один из вариантов — помогать тем, кто уже сейчас работает и у кого получается».
По зову сердца заботы по спасению северных памятников взяла на себя обыкновенная учительница из Москвы — Маргарита влюблена в Север. Первый раз побывала здесь ещё студенткой и приросла всей душой. И создала фонд «Вереница».
Маргарита Баева, директор фонда «Вереница», учитель русского языка и литературы, г. Москва:
«Вереница, наверное, добрых людей, которые друг за дружкой едут в Архангельскую область. Жители не могут оформить разрешение — мы можем, жители могут прийти на субботники, накормить нас, вымыть в бане, это очень важно. У нас работы получаются, наверное, раз в 10 дешевле государственных — потому что волонтёры много делают. Одного леса миллиона на 4 ушло, понимаете, а труда человеческого — тут вот ребята трудились 5 сезонов по 2 месяца».
Погрузиться в самую глубь старинного памятника — это интереснее, чем быть просто туристом, уверена москвичка. Часть своей учительской зарплаты Маргарита тоже жертвует на храм. А еще Веренице подарили 900 бревен реставрационного леса. Но возрождение оказалось сложным. Как выяснилось — надо много досок, времени, труда, умений, знакомств и помощников. И просто качественной работы, сделанной не безразлично, а в движениях души.
Руслан Беляков, руководитель музея живой архаики «Новое-старое», с. Воздвиженское, Подмосковье:
«Мы на таком уровне находимся утраты исторического наследия и утраты памятников, что просто-напросто не на что класть материал кровельный — всё сгнило».
Шатёр мог обвалиться в любой момент, его усилили изнутри и покрыли современным кровельным гидроизоляционным материалом. Волонтёрское движение энтузиастов действует по всей области: на 13 объектах работает «Вереница», на 25 — волонтёры местной организации «Общее дело». Государство пришло на помощь только осенью прошлого года, после встречи с председателем Православного палестинского общества Сергеем Степашиным. Степашин обратился к Правительству страны с предложением — обязать лесопромышленников выделять волонтёрским организациям пиломатериалы на спасение церквей. И вот, Правительство Архангельской области уже выделило строительный лес на три церкви: на две в Шенкурском округе и одну в Каргопольском. А отремонтированный храм в Зачачье проживет лет 10-15, но по-настоящему продлит срок его жизни только реставрация.
Инга Рудакова:
«Восстановление уникального памятника деревянного зодчества идёт всем миром и уже много лет, и это — не просто восстановление, это — настоящее спасение старинного храма Николая Чудотворца. Волонтёры примут любую помощь, в том числе и материалами. Ведь это — наше прошлое, с которым мы идем в будущее».
Новости