Северодвинские кораблестроители изготавливают для «Чукотки» 25-тонные подшипники

Опыт при строительстве подводных лодок поможет, но технологию оттачивают буквально на ходу. Корабелы Северодвинска продолжают выполнять заказ по изготовлению ледокольных подшипников. На «Севмаше» такое впервые. Подобные конструкции для стороннего заказчика ранее не делали. А тут — сразу три больших детали, которые предстоит смонтировать на атомоходе «Чукотка». Его возводит Балтийский завод. И судя по тому, что петербургские коллеги выполняют ещё ряд «ледокольных» проектов, северодвинские кораблестроители будут снова и снова собирать подшипники и другие детали в своих цехах. К слову, для первой партии, которой оснастят уже упомянутый ледокол «Чукотка», задействовано сразу несколько цехов и подразделений, а количество металла измеряют сотнями тонн.

Выпуск высокотехнологичной продукции это то, чем «Севмаш» занимается на протяжении почти девяти десятилетий. Верфь в Северодвинске — единственная в России и на постсоветском пространстве, где возводят атомные подводные лодки. Но если еще в конце 90-х часть его подразделений упразднялась и предприятие приступило к гражданским проектам, то с начала 21 века перед Севмашем вновь стали стоять задачи по выполнению гособоронзаказа. Сегодня — как говорят сами корабелы — здесь «золотой век» судостроения. Севмаш построил и передал Военно-морскому флоту 140 атомных и 40 дизельных подводных лодок. Впрочем, гражданский флот продолжает вписывать себя в историю предприятия. Эта и сотни других деталей для будущего подшипника. Его смонтируют на атомоходе «Чукотка». Для выполнения заказа серьёзно обновили цеха. Чтобы оборудование выдержало до этого невиданные нагрузки!

Евгений Павленко, начальник главного механического цеха № 4 предприятия «Севмаш»:

«Масса заливаемого расплава в элементарный вкладыш — 80 килограммов! Тогда как в наши рядовые подшипники буквально 10-15-20».

«Рядовые» — те, что давно используются для подлодок или десантных кораблей. А вот для ледокольного флота корабелы стараются впервые.

Артемий Заварзин:

«В истории Севмаша это самый большой подшипник, который изготавливается для стороннего заказчика — в данном случае, это Балтийский завод. Расчётная масса одного такого изделия 25 тонн. Всего на верфь в Санкт-Петербурге отправится 3 подшипника».

И даже этот — шутят в цехе — ещё только «полуфабрикат». Впереди — досборка и испытание на стенде. В работе задействованы десятки цехов. Ранее подобную продукцию российские заводы закупали у иностранных поставщиков. Которые в один ряд с «Севмашем», конечно, не встанут.

Иван Ануфриев, управляющий проектом отдела производства продукции технического назначения предприятия «Севмаш»:

«Опыт наработан большой, с конца 50-х годов Севмаш является производителем судовых подшипников, соответственно конструктора разработали проект по техническому заданию Балтийского завода. Ситуация была не так, что появилась заявка и после этого пошла разработка. Когда потребность Балтийского завода появилась в этом подшипнике, конструкторская документация была разработана на Севмаше».

Для Балтийского завода ледокол «Чукотка» станет пятым судном проекта. Закладка на стапеле состоялась в декабре 20-го года. Недавно атомоход обрёл своё «сердце» — реакторную установку. То, что ледоколы такого типа станут основой гражданского флота, в январе отметил президент Владимир Путин, участвуя в церемонии закладки еще одного судна.

Владимир Путин:

«Он будет носить имя Ленинград».

И «Ленинград» на «Севмаше» также готовы обеспечить необходимыми конструкциями. Подшипник для ледокола «Чукотка» — как подтверждение потенциала.

Евгений Павленко, начальник главного механического цеха № 4 предприятия «Севмаш»:

«Очень приятно, что нам дали возможность попробовать себя в этом деле. Действительно, здесь есть и наши вкладыши, мы собственно говоря являемся держателями это технологии, имея такие мощности, как заливка. Здесь будет ещё большущий огромный вал, здесь ещё будут балансиры, подушки. Корпуса, кольца — огромный узел с большой функциональной возможностью».

Оценить её на Балтийском заводе смогут уже в этом году. Все три подшипника-гиганта должны отправиться заказчику к осени.

Новости