Архангельские мастера Всероссийского центра Грабаря подводят итоги юбилейного года

Региональному отделению исполнилось 35 лет. Ежегодно они спасают сотню памятников старины. По традиции, под Новый год сразу несколько музеев Поморья, а также и Вологодской области получат возрождённые произведения искусства для своих экспозиций.

Ящики, коробки, целлофановые упаковки — архангельские мастера центра Грабаря пакуют предметы старины, чтобы вернуть отреставрированные раритеты в музеи. С некоторыми экспонатами специалистам пришлось работать не один год. Теперь расстаются, и с радостью.

Татьяна Сидорова, художник-реставратор керамики Архангельского филиала ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря:

«Отправлять никогда не грустно, мы с ними прощаемся с большой радостью. И предчувствие встречи предмета с музейными работниками. Их добрые, хорошие, положительные эмоции, поэтому это всегда радость».

В Вологодский краеведческий музей возвращается посуда начала 19 века, в том числе и редчайший флакон для духов. До реставрации он представлял из себя 6 разбитых фрагментов. А у кофейника, изготовленного на императорском фарфоровом заводе, была ещё и проблема с подставкой, она оказалась неродной. В процессе работы Татьяна Сидорова использовала новые технологии. Модель ножки-подставки, как самостоятельного элемента, отпечатали на 3Д-принтере. Причём удалось восстановить всю конструкцию.

«Она снимается, там есть вот такой маленький штырёчек с поворотным таким механизмом и также прекрасно она встаёт в паз и закрывается».

Закончена реставрация уникального памятника деревянной скульптуры — распятие Господне 19 века. Два года назад его привезли из экспедиции в Лешуконский район сотрудники Музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». Скульптуру разобрали, почистили, убрали сколы, по аналогии восстановили некоторые конструктивные элементы образа, а еще вытащили все гвозди, которыми была сколочена и укрепили красочный слой. Кстати, за два столетия сделали несколько поновлений, что и послужило неким «консервантом» памятника.

Светлана Синицына:

«Разногласия между специалистами возникли в начале реставрации. Предметом научного спора стал нос скульптуры. Одни считали, что он откололся и нужно восстановить, другие — каким он был, таким нос и остался».

В течение года в работе у архангельских реставраторов находится добрая сотня предметов старины. Сейчас у Татьяны Сидоровой первое предреставрационное знакомство с экспонатом из фондов Яренского краеведческого музея. Чайник, начала 19 века был изготовлен в Англии из оригинальной Каслофордской керамики. То есть сделан не из фарфоровой массы, а из «белого керамогранита с размазанной глазурью». С очень четкими, тонкими, рельефными оттисками на стенках.

Татьяна Сидорова, художник-реставратор керамики Архангельского филиала ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря:

«Работа тонкая, работа кропотливая. Ну как сам предмет интересен — он достоин. В Архангельской области я думаю, что чайник такой один, я не встречала подобных».

Реставрация рассчитана до 2025 года, но мастер надеется представить старый новый чайник во всей красе уже к концу будущего года.

Новости