В руки архангельских реставраторов попали уникальные памятники старины

Деревянная скульптура "Распятие Господне" и предметы посуды - все экспонаты датируются 19 веком. Во время работы специалисты столкнулись с некоторыми секретами старинных вещей. В реставрации были использованы новейшие технологии - печать на 3D-принтере.

Татьяна Сидорова в предвкушении большой работы. На стол реставратора в этом году попали уникальные предметы конца 18 - начала 19 столетий из музейных коллекций Вологодской области и Малых Карел. Большей частью - посуда старинных усадеб. К примеру, эти каминные вазы служили интерьерным украшением. Одна из задач мастера по керамике - восполнить утраченную ножку одной из ваз.

Татьяна Сидорова, художник-реставратор Архангельского филиала ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря:

"Хорошо что эта ножка сохранилась. Она послужит нам прямым аналогом, с которого мы снимем слепок, отольем деталь, ну и дальше начнем тонировать и наносить золочение, чтобы вазы были парные и гармоничные друг с другом".

Проблема с подставкой и у кофейника. Прежняя - не родная, она появилась после прошлого ремонта. Архангельские реставраторы сейчас решили использовать новые технологии. Сначала нашли в музеях аналог таких кофейников, изготовленных на императорском фарфоровом заводе, сделали изображение.

Татьяна Сидорова, художник-реставратор Архангельского филиала ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря:

"И мы совместно с технопарком САФУ отрисовали 3D-модель этой нижней подставки, затем напечатали на 3D-принтере".

Кстати, у новой подставки, как и у авторской, есть секретный замочек с поворотным механизмом.

"Который вот так поворачивается, фиксируется, и кофейник может стоять устойчиво и надежно".

Еще один редчайший памятник попал в руки реставраторов деревянной скульптуры. Экспонат Музейного объединении "Художественная культура Русского Севера". Это Распятие Господне. Его два года назад привезла из экспедиции в Лешуконский район искусствовед Татьяна Кольцова. Скульптура хранилась у старосты храма деревни Большая Нисогора Федора Шарухина. А начиналась история этого "Распятия" в мезенской деревне Шегмас, в одной из маленьких часовен, позже служившей амбаром.

Светлана Синицына:

"Раньше объемные изображения "распятого Христа" часто встречались на мезенских поклонных крестах. Но до наших дней сохранились лишь единичные образцы. Скульптура считается уникальной, датируется 19 столетием, место создания - Мезенский уезд, автор, к сожалению, неизвестен".

Татьяна Кольцова, заведующая отделом древнерусского искусства Музейного объединения "Художественная культура Русского Севера":

"Этот памятник не был в аварийном состоянии, просто он очень долго находился в холоде, да и мы вывозили его в 30-градусный мороз с колокольни. Пришлось долго его акклиматизировать".

Большая проблема, по словам реставратора Алексея Чекина, в том, что все части деревянной скульптуры сколочены множеством мелких гвоздей. Они ржавели и разрушали мягкую древесину. В качестве материала местный автор использовал осину. На первом этапе реставрации надо было аккуратно убрать все гвозди прежних ремонтов.

Алексей Чекин, художник-реставратор Архангельского филиала ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря:

"Гвозди, так как они очень криво были забиты, они прямо там загнулись все, доставать было очень неудобно, а тем более они были под разными углами забиты, очень пришлось деликатно доставать".

Скульптуру разобрали, почистили от грязи и плесени, укрепили древесину, убрали сколы, по аналогии восстановили некоторые конструктивные элементы образа. Следующий этап - укрепление красочного слоя. Как выяснилось, за два столетия было сделано несколько поновлений. На авторский нанесли еще два красочных слоя, которые и стали "консервантом".

Татьяна Турыгина, художник-реставратор Архангельского филиала ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря:

"Законсервировали", и то что внутри уже никуда не денется. То есть, его можно раскрыть, удалить верхний слой, и тогда уже предстанет совсем другой предмет, в плане более авторского такого исполнения".

Именно сохранность авторского слоя и вызвала сомнения у специалистов. Поэтому единогласно решили оставить промежуточный слой, он цвета слоновой кости, а белый, более поздний, убрать. Но возникли и разногласия. Предметом научного спора стал нос скульптуры. Одни считают, что часть откололась и нужно восстановить. Другие - оставить как есть.

"А нос, он как бы авторский? - Нет. Так как нет аналога, и мы не имеем право вступать в соавторство, мы не имеем право тут придумывать "свой" нос".

Татьяна Кольцова, заведующая отделом древнерусского искусства Музейного объединения "Художественная культура Русского Севера":

"Как только появляется гипотеза, так завершается реставрация. Не надо придумывать. Что оставила нам история, то мы и обязаны хранить".

В планах - завершить реставрацию скульптуры "Распятие Господне" летом. А несколько предметов посуды уже могут отправляться в музейные экспозиции.

Новости