Этого события здесь ждали больше 30 лет. Колонна автомобилей начинает движение по дороге Нарьян-Мар - Усинск. Один из самых известных долгостроев Заполярья - на финишной прямой.
Анатолий Фролов, руководитель департамента строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта Ненецкого АО:
"Полотно готово на сто процентов, работы будут производиться вне полотна. В связи с чем комиссией принято решение о возможности организации автомобильного движения".
Жители получили выход на республику Коми, а оттуда в любую точку России, не дожидаясь открытия зимника или летней навигации.
Игорь Рочев, житель Ненецкого АО:
"Быстрее будем доезжать и попроще все будет. Потому что на паромы у нас то не запишемся, то вода упадет, проблема. А тут проще будет - поехал по дороге и все".
Дорогу Нарьян-Мар - Усинск начали возводить еще в конце 80-х. Но деньги закончились и объект заморозили. Из более чем 300 километров 80 остались недостроенными. В 2015 году работы возобновили. Подготовили основание, учитывая условия вечной мерзлоты.
Александр Красавцев, начальник обособленного подразделения подрядной компании:
"Так как мы находимся в Арктической зоне, насыпь строится из двух типов. Это нижняя берменая часть - средней высотой метр семьдесят, которая служит как раз не для оттаивания нижних слоев. Потом поднимается основная насыпь земляного полотна, сверху уже устраивается дорожная одежда толщиной 43 сантиметра".
Особое внимание в проекте уделили комфорту коренных жителей тундры - оленеводов. Для того, чтобы они могли перегнать стадо через дорогу, установили специальные переходы.
Алексей Макаров, начальник участка подрядной компании:
"У оленеводов есть свои тропы по тундре, то есть они ходят в определенных местах. В этих местах запроектированы оленьи переходы. Это просто откос, очень пологий, один к десяти идет, чтобы оленям легко забираться на дорогу".
Каждый день на объекте было задействовано 300 единиц техники и шесть сотен специалистов. Подрядной компании удалось запустить движение на год раньше. Как это важно - отметил министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
Алексей Чекунков, министр по развитию Дальнего Востока и Арктики РФ:
"Это очень важно для людей. Но это также важно для экономики. До конца десятилетия оборот по Северному морскому пути должен вырасти более, чем в 6 раз. И строительство инфраструктуры на материке для того, чтобы грузы могли более гибко доставляться и к району реализации инвестиционных проектов, и на Северный морской путь. Здесь роль Ненецкого автономного округа очень велика".
В новогодние каникулы автомобилисты смогли по полной оценить качество новой дороги.
Татьяна Загребельная, жительница Ненецкого АО:
"Ждали долго. Нужна, естественно. Выезжать на большую землю - это обязательно. Это удобнее, и уже не зимняя ледянка, можно идти спокойно".
В будущем дорога должна стать частью общей с Республикой Коми трассы Нарьян-Мар-Усинск-Печора-Ухта-Сыктывкар.