Ученые САФУ предлагают альтернативу дизельным генераторам

Проект Северного Арктического федерального университета получил грант на исследование обледенения лопастей энергетических установок. Ими планируют заменить дизельные генераторы в отдаленных уголках региона. Перевозить топливо до населенных пунктов очень дорого. Кроме того, есть риск утечек и загрязнения воздуха.

Павел Марьяндышев, первый проректор по стратегическому развитию и науке САФУ:

"Это лазерный доплеровский анимометр, который состоит из лазерной трубки, которая генерирует лучи на измерительную головку самой установки".

Эту установку собрали в САФУ. Она нужна для того, чтобы понять, как погодные условия влияют на ветряной электрогенератор. В трубу помещается его лопасть и подается воздух в разных режимах. Датчики измеряют его скорость и давление. Манипуляции нужны, чтобы понять, как на лопастях образуется обледенение и как оно влияет на вращение роторного двигателя.

Павел Марьяндышев, первый проректор по стратегическому развитию и науке САФУ:

"Главная проблема, которая у нас существует в условиях Крайнего Севера Архангельской области, это процесс обледенения, который приводит к вибрационным нагрузкам на лопасти ветрогенератора. Он выводит из строя ротор, генератор и ветроустановка выходит из строя".

Данные собираются в специальные таблицы.

Евгений Панкратов, доцент кафедры теплоэнергетики и теплотехники САФУ:

"После этого мы можем строить профили скорости. Здесь они еще чернового варианта у нас. Также можем получить данный результат в виде таблицы. В таблице можем посмотреть на степень турбулентности потока по всем координатам. После этого мы можем анализировать полученный результат и делать некоторые выводы по эффективности нашей установки".

На основе цифр и графиков можно делать рекомендации по мощности подогрева, либо характеристикам специального покрытия лопастей, чтобы избежать образование льда. Аэродинамическую трубу, как и сам ветрогенератор, собрали в технопарке САФУ. Как заявляют ученые, труба будет модифицирована.

"У нас, видите, она идет конфузором, сужением, чтобы достигать номинальной скорости ветра до 10-11 метров в секунду, чтобы моделировать реальные условия".

Реальные условия - это отдаленные населенные пункты региона, куда сложно и дорого доставлять дизельное топливо и есть риск розлива нефтепродуктов. Проект для Крайнего Севера особый, поэтому нашел поддержку на уровне областного правительства, а еще победил на региональном конкурсе Российского научного фонда.

Алексей Коротенков, заместитель министра экономического развития, промышленности и науки Архангельской области:

"Наша задача - сделать опытную установку, которая была бы опробована на практике и уже посмотреть, как она будет работать. Мы, в принципе, могли бы уже обеспечить локальные населенные пункты, которые расположены на удаленных территориях электричеством. Там, 20 КВт, 50 Квт. Такая потребность есть".

Результатом исследований станут новые научные данные о процессе обледенения на лопастях, определение их оптимальной геометрии и режима работы.

Новости