Мастер Максим Карелов завершил очередную работу - пятишатровую деревянную церковь

Архангельский мастер Максим Карелов завершил очередную работу - пятишатровую деревянную церковь в стиле шедевров северного зодчества. Это уже 7-й по счету крупный рукотворный храм, который умелец создает вручную, в порыве души и по велению сердца.

Большие шедевры рождаются в маленькой мастерской. Спокойно, не спеша и исключительно вручную. Чтобы сделать чертеж, мастеру достаточно взглянуть на старинные фото и рисунки деревянных церквей. За пару-тройку лет здесь, на дачных сотках, вырастает одна кубовая или шатровая церковь. Этот будущий шедевр готов уже на две трети.

- Вот это шатер, а это вот маковку делаешь. В натуре-то я его немножко приукрашиваю, потому что шатер-то, он досками весь забит.

Шатры реальных церквей - дощатые. А у Максима Зиновьевича каждый шатер, словно, в кружеве лемехов - миниатюрных деталей особой формы. Вот так, в нахлест, друг на друга старинные зодчие обшивали лемехами маковки церквей, чтобы сохранять дерево от дождей. В каждом таком ряду - по 12 лемехов и на каждый ряд - свой размер. Такой шатер с маковкой состоит примерно из 150 миниатюрных частей. И каждую умелец вырезает вручную.

- Бывает, что целый день один ряд не могу сделать. Это же надо каждую вырезать, надо каждую подогнать. Нижние ряды так два дня вырезаю.

Только на одну маковку уходит полмесяца. Затем пару дней - скальпелем по дереву,и вот уже готова почти ажурная деревянная тесьма. Классические срубы - без единого гвоздя. Основы сруба - из черенков для швабры. А, чтобы стены получились идеально ровные, мастер использует простой железный угольник. Отдыхать совершенно некогда, признается мастер.

- Т.е. у Вас прямо, как в старину - без единого гвоздя? - Без гвоздей, только приходится шуруп брать, чтоб оно стягивало.

Единственный шуруп - исключительно для суперпрочности. Сверху будет покрытие под золото. А в окнах - миниатюрные колечки, которые раньше ставили, как защиту от воров. Где-то подсмотрел, где-то сам придумал, где-то позаимствовал у старинных архитекторов. Каждая новая работа захватывает полностью, поэтому каждый день у пенсионера рабочий. Эту новинку - пятишатровую церковь - Максим Карелов делал больше двух лет.

Максим Карелов, мастер по дереву:

- Они очень редкие, пятишатровые церкви. Этот, как в Нёноксе. Это называется шатер. Вот их пять штук, пятишатровая, а маковок 8. Лемехов на каждом больше тысячи. Больше тысячи на каждом шатре.

В помещении летней кухни, где супруга делает заготовки, уже много лет теснятся еще 4 деревянных храма. Самые верные ценители творчества - соседи - ходят сюда, как на выставку.

Александр Типпель, сосед по даче:

- С каждым разом, с каждым годом у него все красивей получается. Наши дачи рядом, помогаем друг другу, что попросит привезти, закупить - разные палочки, клей, краски.

Продавать рукотворные храмы мастер не собирается, а вот выставлять на всеобщее обозрение давно пора. Шедевров уже столько, что хранить просто негде. Да и подивиться есть чему - ювелирной работе мастера изумляются все гости.

Инга Рудакова:

- Просто поражаешься, как из обыкновенной осины получаются вот такие невероятные шедевры. У Максима Зиновьевича уже 6 таких удивительных, уникальных церквей - в стиле деревянного зодчества. И место им, конечно, не на даче в летней кухне, а в лучшем музее столицы Поморья.

Новости