В Малых Корелах прошла традиционная программа "Осенние рукомёсла"

Старинный костюм - за три дня. Участники проекта "Осенние рукомёсла" осваивают фасоны мужской одежды 100-летней давности. Работают три творческие лаборатории: по вышивке, пошиву праздничной рубахи и изготовлению мужских брюк.

Участницы переходят из одной лаборатории в другую и за день обучаются каждому умению. Рубаха пинежанина - образец аккуратности и экологичности. Льняная косоворотка удобна и гигроскопична, а яркая вышивка, как сказали бы сегодня - брендовый принт. Пинежанка Ирина Белькова кроит, словно что-то давно знакомое. В таких рубашках бороздили красавицу-Пинегу её деды и прадеды. 


Ирина Белькова, участница творческой лаборатории по пошиву мужского костюма, Карпогоры:

- Конечно же, мы приехали на эти мастер-классы, на эти "Осенние рукомёсла", чтобы всё узнать, всё пошить. - Т.е. уедете от сюда с рубахой? - Уедем с рубахой и будем по ней шить новые.

Для участников - сразу три творческие лаборатории: по пошиву праздничной рубахи, мужских брюк и вышивке. Обучиться всему можно практически за день. Ирина Калогина приехала из Плесецка. Специально, чтобы освоить вышивку. Северная вышивка - всегда загадка, в каждом рисунке закодирован узор района, или уезда, как говорили в старину.

Ирина Калогина, участница мастер-класса, Плесецк:

- Это, как паспорт, по вышивке могли определить, из какого района, уезда, по-ранешнему. Из какой губернии человек приехал.

Сшить короткие мужские брюки или порты, так их называли в народе, тоже настоящее искусство. Секреты народного кроя делали их суперудобными. Северный костюм и сейчас в почёте.

Ольга Знатных, заместитель заведующего отделом этнографических программ и массовых мероприятий музея "Малые Корелы":

- Понятие национальной принадлежности сейчас как-то очень активизируется, и многие люди порой хотят себе к каким-то тематическим, праздничным мероприятиям, даже к свадьбам пошить традиционный костюм.

Повседневную одежду наши бабушки и прабабушки шили из домоткани, а праздничную - из покупной крашеной материи, поэтому она была ярче.

Инга Рудакова:

- Ленская волость, Мезенский уезд, Вологодская губерния - вот так ярко одевались северные мужчины 100, 200, 300 лет назад. Костюмы, кстати, подлинные. Самым молодым рубахам - более 100 лет.

Дефиле "Осенних рукомёсел" стал показ старинных костюмов от участников клуба "Лихие люди" из Ярославля. Верхняя одежда поморов 18-19 веков впечатляет своей практичностью.

Максим Леднев, участник клуба историко-культурных и географических проектов "Лихие люди", г. Ярославль:

- Создать образ поморов конца Петровской эпохи. Здесь и корелы, и саамы, и влияние Норвегии. Такой котёл - это наша версия, попытка создания такого образа поморов. - Это кошелёк, да, у вас или что это? - Такие кошели были разного размера, до больших рюкзаков. Это саамское влияние. Мог крепиться на пояс. Есть и нож, без него никуда, он по находкам - с Мангазеи.

Тулуп прямо на сарафан. Так надевали его поморские жёнки, когда выскакивали из избы на мороз.

Полина Берг участница клуба историко-культурных и географических проектов "Лихие люди", г. Ярославль:

- Под тулуп можно уже ничего тёплого не поддевать. Тут есть воздушная подушка, которая образуется за счёт овчины, тулуп полностью на меху.

Костюм помора-промысловика - пример, пожалуй, самой тёплой одежды.

Артём Надибаидзе участник клуба историко-культурных и географических проектов "Лихие люди", г. Ярославль:

- Зимний вариант, ориентированный на зверобойный какой-то промысел, на рыбу. Тёплая одежда, малица, так называемая, тёплые рукавички, рогатинка. - Это овчина такая? - Толстые вообще, очень тёплые.

Всё, включая тулупы, ярославские умельцы сшили, как в старину, без швейных машин, в прямом смысле, голыми руками. Сегодня участницы лабораторий продолжат обучение, а в субботу оценят получившиеся шедевры.

Новости