Герои молчаливого подвига. Вспоминая их, в небо выпустили белых голубей и возложили цветы к монументу на Вологодском кладбище. Здесь, на площади памяти, сегодня собрались немногочисленные северяне, которые 35 лет назад стали ликвидаторами.
Константин Бушуев:
— В дни трагедии на Чернобыльской АЭС в Архангельской области, как и по всему Советскому Союзу, прошла масштабная мобилизация. Из Поморья в Украину было направлено более тысячи специалистов. Детали операции, естественно, были засекречены. И лишь по прибытии в Припять многие понимали, с какой невидимой опасностью им придётся сражаться.
В зону бедствия отправляли лучших — докторов, инженеров, специалистов химзащиты. Без размышлений в командировку поехал и пилот первого класса Геннадий Нуштаев.В сводном лётном отряде он был командиром звена. На вертолёте эвакуировал из Чернобыля гражданских, доставлял к месту проведения работ специалистов и пожарных.
Геннадий Нуштаев, участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС:
— Страха никакого не было. Мы около реактора сели в одно время, надо дозаправляться было. Потому что через 10 минут надо было вывозить пожарных оттуда, с зоны. Ну ждали заправку, пыль летит и мы даже не придавали значения. А когда уже закончили работу там, я перегонял вертолёт. В Ленинграде этот вертолёт два года не брали на ремонт — фонило.
Фонило и у нас. Радиационное облако в апреле 86 добралось до Поморья. Превышение радиационного фона зафиксировали специалисты северодвинской оборонки. Официальное сообщение о трагедии было опубликовано лишь спустя три недели — на первой полосе «Правды Севера». Позже в нашем регионе началась активная кампания по сбору средств для пострадавших. Об этом — небольшие ежедневные заметки.
Мария Отрашевская, библиотекарь отдела «Русский Север» областной библиотеки имени Н. А. Добролюбова:
— Решение комсомольского собрания было принято единогласно. 60 рублей, заработанные 8 группой Шенкурского ПТУ-27, перечислить в фонд помощи чернобыльцам.
На митинге ликвидаторам вручили грамоты. В числе тех, кто поехал спасать Чернобыль, был и военный медик Геннадий Дмитриев. Вспоминать то время не любит. Тяжело. О всех тех, кто в одночасье стал седым — его буклет с проникновенными стихами.
Новости