Сейчас в экспозиции — более 300 предметов старины, которые специалисты собрали на этой заповедной территории или их безвозмездно передали местные жители.
«Гром, тебе нельзя!»
Четвероногому Грому тоже любопытно, что новенького в «Доме на восьми ветрах». Так называется музей в Лопшеньге, который два года назад создал Кенозерский национальный парк. В основе экспозиции — традиционные промыслы, быт и уклад жизни поморов.
«Здесь очень много предметов, которые бытовали на этой территории».
В этой деревне они и остались. Такое правило заведено у сотрудников парка.
Яна Харитонова, старший научный сотрудник отдела изучения и интерпретации историко-культурного наследия Кенозерского национального парка:
«Предметы, которые мы собираем на территории, территорий у парка — несколько, мы оставляем на этой территории, крайний случай, когда предметы увозятся в город, — это задача реставрирования».
Так вышло и со старинным полушубочком — часть праздничного девичьего наряда. Он принадлежал Фёкле Петровой, жительнице Лопшеньги и был передан в дар парку её родственницей пару лет назад.
Светлана Синицына:
«Столетний парчовый раритет был в очень плохом состоянии. Но зато — с сюрпризом, даже с двумя, как говорится, три в одном. При реставрации полушубочек полностью распороли и в подкладе кое-что обнаружили».
«Гравюра „Преподобный Никодим Кожеезерский“ с видом Кожеезерского монастыря и рисунок старообрядческий: крест и весы „кривда-правда“».
Анна Анциферова, главный хранитель музейных фондов Кенозерского национального парка:
«Мы можем предполагать, либо пытались сделать свой полушубочек ещё более нарядным, чтобы он колокольчиком стоял, какой лист бумаги нашёлся, тот и вшили, а, может быть, прятали то, что совершенно ценным считалось в семье».
Незамужняя девушка Лизавета в парчовом полушубочке — фотография 1937 года Снимок сделала этнограф Наталья Рождественская во время экспедиции на Онежский полуостров, куда неоднократно приезжала со своим мужем художником Василием Рождественским. Ещё учёный записала сказы Елизаветы Майзеровой, они вошли в книгу «Сказы и сказки Беломорья и Пинежья».
«Я — на 17 году, начали свататься — первый сватался из Пушлахты».
А повойник Елизаветы Майзеровой — старинный головной убор замужней женщины — передала её правнучка, после реставрации — тоже в экспозиции. Открывая на заповедной территории любой музей, сотрудники Кенозерского парка не заканчивают сбор информации и различных предметов у местных жителей. Просят поделиться тем, что уже не нужно, вышло из обихода, а в выставочных залах дополнит историю каждой деревни. Среди новых экспонатов, переданных парку сразу после презентации, — ендовы или братыни — медная посуда — и 10 копеек 1832 года.
«После реставрации мы тоже вернём в Лопшеньгу в музей».
Кстати, что касается названия музея «Дом на восьми ветрах». Петербурженка Анна Миленина уже хорошо в них разбирается. В сентябре прошлого года лингвист-переводчик приехала в Лопшеньгу из культурной столицы учительствовать. Теперь самый любимый у неё ветер — шелоник — юго-западный.
Анна Миленина, жительница Санкт-Петербурга:
« — Я изучила историю, поморы же — новгородцы, которые сюда пришли, и этот ветер они называют по реке Шелонь, которая впадает в озеро Ильмень. — То есть, это хороший ветер? — Как бы он дует со стороны Петербурга. — Это вам привет с Родины! — Как бы да — родной привет!»
Новости