Анна Жукова:
— Это самый эффектный этап предстартовой подготовки. Масштаб этого действия просто не описать словами. «Союз-2» сейчас заправляют азотом и кислородом. Буквально через несколько минут весь комплекс покроется инеем. Пуск запланирован через полтора часа. Подготовка подходит к завершению.
На командном пункте режим боевой готовности. Военные несколько раз проверяют работу всех систем. И вот, долгожданная команда «Ключ, на старт». Двадцать два часа восемь минут. Молниеносно и стремительно ракета-носитель «Союз-2» озаряет небо и выводит спутник с космическим аппаратом нового поколения системы «ГЛОНАСС-К» на орбиту. Через две минуты после старта ракету взяли на сопровождение средства наземного комплекса.
Сергей Сысоев, начальник Центра:
— Сегодня совместно с боевым расчётом проведён запуск нового космического аппарата «Глонас-К» для восполнения группировки космических аппаратов. Боевой расчёт отработал в штатном режиме, без замечаний.
А это кадры подготовки «Союза», его выводят из монтажно-испытательного комплекса для установки на стартовый стол. Эти ракеты по праву считаются самыми надежными на мировом рынке. Успешный запуск снова доказал качество российской техники. Для космодрома «Плесецк» это пятый пуск «Союза» в этом году. У военных есть традиция — уже много лет на ракете, покрытой инеем, они пишут слово «Таня». И этому есть свое объяснение.
Александр Криворучко, старший инженер испытательной группы:
— Солдат немного отклонился от технологического графика, решил написать слово своей девушке, может ей как-нибудь потом сказать это, и обнаружил неисправность. Доложил, с тех пор повелась такая традиция.
Для лейтенанта Александра Криворучко этот пуск — восьмой. Признается, волнение есть перед каждым стартом.
— Перед пуском да, мандраж есть, потому что всё-таки ракета взрывоопасная, и большая ответственность.
Сейчас на околоземной орбите работают космические аппараты «Глонасс-М», в последнее время их заменяют на более новые — «Глонасс-К». Это уже третье поколение спутников этой серии. Отечественную глобальную навигационную систему используют в том числе и автопассажирские предприятия. Благодаря сигналам из космоса диспетчеры и пассажиры могут отслеживать местонахождение автобусов.
Алексей Яценко, заместитель директора МУП «Архангельское предприятие пассажирских перевозок»:
— В городе также установлено порядка пяти информационных табло, которые также показывают движение автобусов и информируют прогноз, когда автобус подойдёт к остановке. Мы за это время использовали разные технологии отслеживания движения автобусов, и где-то с 2010–2012 года мы уже перешли на технологию «Глонасс».
Сейчас на орбите уже около 30 спутников ГЛОНАСС, 24 из них активно используются. Данные системы используют и гражданские и военные специалисты.