В деревне Лопшеньге готовы встречать гостей

Именно там находится один из нескольких действующих деревянных аэропортов Поморья. Как раз заканчивается его ремонт. Самый необычный проект Кенозерского национального парка «Воздушные причалы Беломорья» вышел на финишную прямую. Он посвящён малой авиации. Без которой жизнь в отдалённых деревнях просто бы остановилась.

— Ой, Беломорье всколыхнулося, бела рыба встрепехнулася…


«Лопшеньско Дивованьё» вовсю репетирует — подбирают материал для большого праздника. Скоро в деревне торжественно откроют восстановленный деревянный аэровокзал. А пока там идёт третий — заключительный этап реконструкции. Трещат старые рамы в аэропорту «Лопшеньга», отслужили своё — без малого полвека как построено здание. На их место поставят такие же крепкие — деревянные. Год назад здесь начался капитальный ремонт — это новый социальный проект Кенозерского национального парка «Воздушные причалы Беломорья». Он посвящён малой авиации региона. Лопшеньга — один из семи действующих деревянных аэропортов. Задача — сохранить этот уходящий пласт наследия прошлого века. Кроме того, в сельском аэровокзале создадут музей.


Елена Шатковская, директор Кенозерского национального парка:


— Если не будет малой авиации, то жизнь в этих отдалённых деревнях, в поморских деревнях, она просто прекратится. Поэтому мы очень надеемся на развитие малой авиации. Надеемся на то, что это здание аэропорта послужит ещё много-много лет и многим-многим людям.


Восстановленный действующий аэропорт станет комфортным инфраструктурным объектом для местных жителей и пассажиров. А полёты на Ан-2 и достопримечательности Онежского Поморья — новой точкой притяжения для туристов парка. Справиться с масштабной задачей помогают неравнодушные люди и надёжные партнёры, среди них волонтёры, работники рыболовецкого колхоза, коллеги музейных и научных организаций, а также фонды — Президентских грантов и Потанина. Отмечают сотрудники парка и добротную работу строителей. Во главе бригады — Дмитрий Кузнецов, человек с активной гражданской позицией.


Дмитрий Кузнецов, строитель г. Архангельск:


— Осталось сделать верхний свес кровли — маленький козырёк, который идёт поверху, он также будет выполнен кровельным железом. Также на нижних свесах будет добавлена обшивка. Само здание обшиваться не будет, было решено оставить хотя бы часть того, что было изначально, то есть вот эти стены.


Как только работу закончат строители, в здании аэровокзала начнётся монтаж постоянной экспозиции. Всё помещение поделено на тематические зоны: зал ожидания, история аэропорта, диспетчерская, комната матери и ребёнка, касса, уголок забытых вещей и даже буфет.


Марина Мелютина, начальник отдела изучения и интерпретации историко-культурного наследия Кенозерского национального парка:


— Там не будет классических витрин, там должна быть просто создана атмосфера. Человек, попадающий в это помещение, должен понимать, что он в 1971 году, поэтому стены, мебель предметы — это всё только конкретно этого времени.


Во всех тематических зонах развесят агитационные красочные плакаты советского периода.


— Каждый колхоз, каждый завод летчика даст в наш воздушный флот!


В экспозиции будут представлены и личные вещи пилотов. Вот фуражка и полётная карта Вячеслава Петровского. Маршрут от архангельского Васьково до приморской Лопшеньги командир Ан-2 знает наизусть.


— Мы получаем чистую карту, сами рисуем, поднимаем её, называется. Все вот вышки, где-чего, перекидки, превышения, рельеф выделяем, рисуешь, и это запоминается ещё лучше.


Сейчас Вячеслав Егорович — на заслуженном отдыхе. За штурвалом Ан-2 — более трёх десятков лет. О своей работе с любовью может рассказывать часами. Каких пассажиров только не возил, даже рогатых: быков и козочек. А под крылом самолёта, по словам бывалого лётчика, зимой и летом — удивительная красота Онежского Поморья.


Вячеслав Петровский, лётчик гражданской авиации с 1978 по 2011 г. г. 2-го Архангельского объединённого авиаотряда:


— Летишь по береговой черте, рыбаки, которые с карбаса тебе поднимают, показывают свой улов — сёмга, белухи греются, когда солнечная погода, лежат такие пласты — это же красота!


Коллектив 2-го Архангельского авиаотряда — также среди партнёров масштабного проекта «Воздушные причалы Беломорья». Для Лопшеньгской экспозиции не только запчасти предоставили, но и целый самолет АН-2. Он уже отслужил своё в гражданской авиации и теперь может занять место на вечной стоянке в сельском аэропорту. Участники проекта уже думают, как доставить «антона-пенсионера» на побережье.


Михаил Кабринский, первый заместитель генерального директора ОАО «2-й Архангелський объединённый авиаотряд»:


— Я думаю, скорее всего, наверно, морем пойдёт. -Что разберут? — Крылья отдельно. — Как это будет? — Плоскости отдельно, фюзеляж отдельно. Здесь проблемы большой нет, то есть не раз уже перевозили мы АН-2.


Перевозка и установка АН-2 — в перспективе. А торжественное открытие аэровокзала уже имеет точную дату — 5 сентября.


Новости