В Архангельске гостит жостовская роспись

Как утверждают знатоки промысла мастера не писали по трафарету, только по желанию сердца. Только вот можно ли попасть на выставку?

Цветы здесь распустились раньше всех. На черном, красном и синем фоне, с золотистым орнаментом и перламутром, на подносах, подстаканниках и шкатулках. В старинном Особняке на Набережной - более 70 экспонатов из музея знаменитой жостовской декоративной фабрики.

Евгения Дубровская методист по музейно-образовательной работе музейного объединения "Художественная культура Русского Севера":

- Жостовский мастер никогда не пишет по трафарету, он всегда работает по воображению Начинает художник с процесса, который называется замалевок, он крупными мазками набрасывает композицию разбеленными красками, затем он придает тени этой композиции, затем идет более четкая прорисовка цветов и листьев. И последний такой этап - привязка, когда художник связывает всю композицию с фоном.

Промыслу уже почти 200 лет. В начале 19-го века в деревне Жостово Троицкой волости, сейчас это район Мытищи Подмосковья, местный умелец Филипп Вишняков собрал мастеров крестьянской росписи. Росписью по жести и другим материалам занимались тогда и на Урале, и в других губерниях, но именно артель Вишнякова и его сыновей создала новый уникальный художественный бренд России. На выставке - подносы расписанные потомками основателей легендарной творческой школы: сегодня это целые династии, народные и заслуженные художники России, лауреаты премии Репина.

Инга Рудакова:

- В 20 годы прошлого века мастерам пытались навязать идейную символику советского государства, чтобы на подносах появились флаги, знамена и другая советская атрибутика, но мастера отстояли свою традицию. Главное на жостовском подносе это конечно же цветы на черном фоне, ну а вот так выглядят подносы без цветов - это уже авангард 70-х годов прошлого века.

Есть на выставке и такой редкий экземпляр - с шалашом Ильчича. Вдогонку к подносам появились самовары с жостовской росписью. А к ним - и специальные самоварные подносы.

Евгения Дубровская методист по музейно-образовательной работе музейного объединения "Художественная культура Русского Севера":

- В каждом доме был самовар и во многих домах России и в дворянских усадьбах обязательно были Жостовские подносы. Такой поднос хранился и в семье Льва Николаевича Толстого, который сейчас хранится в его доме-музее.

Краски разбавляли льняным маслом плюс секретный рецепт прозрачного лака, который не только долго сохраняет рисунок, но и, словно, подсвечивает его. А чтобы отличить подлинник от подделки надо поставить на поднос что-то тяжелое - настоящий жостовский поднос никогда не прогнется. К сожалению, сейчас музей полностью закрыт для посещений. Полюбоваться шедеврами жостовской росписи можно будет после снятия карантина.

Новости