Цветы здесь распустились раньше всех. На черном, красном и синем фоне, с золотистым орнаментом и перламутром, на подносах, подстаканниках и шкатулках. В старинном Особняке на Набережной - более 70 экспонатов из музея знаменитой жостовской декоративной фабрики.
Евгения Дубровская методист по музейно-образовательной работе музейного объединения "Художественная культура Русского Севера":
- Жостовский мастер никогда не пишет по трафарету, он всегда работает по воображению Начинает художник с процесса, который называется замалевок, он крупными мазками набрасывает композицию разбеленными красками, затем он придает тени этой композиции, затем идет более четкая прорисовка цветов и листьев. И последний такой этап - привязка, когда художник связывает всю композицию с фоном.
Промыслу уже почти 200 лет. В начале 19-го века в деревне Жостово Троицкой волости, сейчас это район Мытищи Подмосковья, местный умелец Филипп Вишняков собрал мастеров крестьянской росписи. Росписью по жести и другим материалам занимались тогда и на Урале, и в других губерниях, но именно артель Вишнякова и его сыновей создала новый уникальный художественный бренд России. На выставке - подносы расписанные потомками основателей легендарной творческой школы: сегодня это целые династии, народные и заслуженные художники России, лауреаты премии Репина.
Инга Рудакова:
- В 20 годы прошлого века мастерам пытались навязать идейную символику советского государства, чтобы на подносах появились флаги, знамена и другая советская атрибутика, но мастера отстояли свою традицию. Главное на жостовском подносе это конечно же цветы на черном фоне, ну а вот так выглядят подносы без цветов - это уже авангард 70-х годов прошлого века.
Есть на выставке и такой редкий экземпляр - с шалашом Ильчича. Вдогонку к подносам появились самовары с жостовской росписью. А к ним - и специальные самоварные подносы.
Евгения Дубровская методист по музейно-образовательной работе музейного объединения "Художественная культура Русского Севера":
- В каждом доме был самовар и во многих домах России и в дворянских усадьбах обязательно были Жостовские подносы. Такой поднос хранился и в семье Льва Николаевича Толстого, который сейчас хранится в его доме-музее.
Краски разбавляли льняным маслом плюс секретный рецепт прозрачного лака, который не только долго сохраняет рисунок, но и, словно, подсвечивает его. А чтобы отличить подлинник от подделки надо поставить на поднос что-то тяжелое - настоящий жостовский поднос никогда не прогнется. К сожалению, сейчас музей полностью закрыт для посещений. Полюбоваться шедеврами жостовской росписи можно будет после снятия карантина.