— Раскачу катушку ниток на зелёному лужку,
Хороша деревня Лопшеньга стоит на бережку…
Под крылом
самолёта поёт «Лопшеньско Дивованьё»
— фольклорный коллектив деревни Лопшеньга.
Местные певуньи любят встречать гостей
северной песней. Летом Онежское Поморье
оживает. До осенних холодов аэропорт
Лопшеньга работает в напряжённом
режиме.Воздушная гавань Беломорья
готова принять очередной борт «АН-2».
В этой старинной поморской деревне
аэропорт появился в начале 60-х прошлого
века. В августе этого года вокзал
затрясло.
Александр Федотов, и. о. начальника аэропорта «Лопшеньга, Приморского района:
— Здание-то шевелится. Фундамент делают так бывает, что и потряхивает. Деревянные сваи были, а сейчас всё бетонные делают. Это очень хорошо. Думаю, что лет 50-100 простоит.
Капитальный ремонт аэровокзала — часть масштабного проекта «Воздушные причалы Беломорья» Кенозерского национального парка. Он посвящён малой авиации региона. Лопшеньга — один из семи действующих деревянных аэропортов Архангельской области.
Александра Яковлева, начальник службы развития Кенозерского национального парка:
— Наша задача — сохранить этот уникальный пласт наследия середины 20 века. Это будет, в первую очередь, не интерьерный музей, т. е. мы воссоздадим облик сельского аэровокзала. Там будет много подлинных предметов, разные интерактивные элементы экспозиции. По оценке специалистов, такого примера в РФ ещё нет.
Сейчас первый этап ремонта аэровокзала завершается. Демонтировали печи, цоколь и пол. Прежде чем установили новые бетонные опоры, много хлопот строителям доставили грунтовые воды. Впереди замена кровли и Окон.
Светлана Синицына:
— Сейчас зал ожидания Лопшеньги — в разобранном виде. Пассажиры, ожидающие самолёт, сидят на улице на брёвнышках. Но к ситуации относятся с пониманием. Первый этап работ ремонтники обещают закончить в сентябре.
Дмитрий Кузнецов, предприниматель, г. Архангельск:
— Аэропорт действующий, он постоянно работает, постоянно принимает самолёты, т. е. нам нужно было выполнять эти работы соответственно сохраняя кабели. И при этом, чтобы в здание аэропорта был постоянный доступ пассажиров.
Вместе с ремонтной бригадой за дело взялась и волонтёрская групп из семи добровольцев. Ребятам досталась самая грязная работа, от которой у них остались самые романтические впечатления. Да и дождь в работе — не помеха.
Христофор Эрамжян, волонтёр, Москва:
— Это зависит от настроения, вот, например, в такой дождь мне очень комфортно работать. Мы ломали печку — один из самых интересных этапов работы. Очень оперативно мы сработались.
Анастасия Семёнова, волонтёр, г. Архангельск:
— Мы хотим все приехать на следующий год, потому что мы в этом году аэропорт «поломали» и надо бы ещё и починить. У нас вообще очень мало уделяется внимания малой авиации. А это уникальная возможность её увидеть, посмотреть вживую, познакомиться с людьми, которые уже всю жизнь работают в этой сфере.
Столичным добровольцам в поморской глубинке многое было в диковинку. До Лопшеньги группа добиралась водным путём и по берегу на новой супермашине Кенозерского парка «Трэкол». Но и прокатиться на старом УАЗике тоже никто не отказался. А ещё гостям удалось совершить свой первый пролёт на «кукурузнике» — АН-2. Знаменитая «аннушка» вошла в книгу рекордов Гиннеса как единственная авиамашина, которую выпускают более 60 лет.
Максим Чистяков, волонтёр, Москва:
— Я побаивался, конечно, что так как-то будет, и пакетик взял… Всё нормально! Я вот вылез и сказал, — лучший взлёт и посадка. Лучший аэропорт!
Кстати, АН-2 второго Архангельского авиаотряда тоже войдёт в экспозицию. Его установят на вечную стоянку рядом с вокзалом. И всё же самое большое впечатление у помощников осталось от северной природы и жителей побережья.
Диана Татарчук, волонтёр, Москва:
— Здесь очень хорошие люди. Это последнее лето перед институтом, захотелось чего-то больше для души — на Русский Север давно хотела.
За плечами москвички Ольги Бобковой — с десяток волонтёрских проектов по стране. Но в последние годы она всё чаще в Кенозерье.
Ольга Бобкова, волонтёр, Москва:
— Влюбилась в Север, не могу без него, возвращаюсь. — Северная погода Вам по душе? — Да! Мне кажется, что Северу такая погода даже больше идёт, потому что это вот в настроении, в атмосфере именно Севера.
К участию в проекте «Воздушные причалы Беломорья» подключились и местные школьники. Они готовят вернисаж рисунков — главные герои — аэропорт «Лопшеньга» и самолёт-труженик «АН-2».
Анна Пунанцева, ученица Лопшеньгской основной школы:
— Я пожелаю, чтобы аэропорт никогда не сломался, а самолёт всегда прилетал к нам вовремя.
Проект «Воздушные причалы Беломорья» Кенозерский парк планирует завершить в конце лета будущего года.