На Мосеевом острове продолжается строительство «Поморского коча»

Инициативная группа за основу взяла исторические чертежи и собирается открыть новую страницу в истории деревянного судостроения в Поморье.

— Это будет новая страница в освоении и истории Арктики.

Современный «Поморский коч» по старым технологиям. На Мосеевом острове продолжается строительство судна, благодаря которому Россия в XVII веке закрепила за собой Арктические территории. Этот проект — не только воссоздание исторического образа коча, но и будущие грандиозные экспедиции. Но пока — кропотливое создание судна.

Глеб Плетнёв, инициатор проекта «Поморский коч»:

— В наших технологии строительства мы используем северную древесину, сосну, первый сорт именно зимней заготовки. Для того, чтобы она имела минимальное сокодвижение и меньше смолила. Далее доска строгается, склеивается.

И принимает контур, который заложен в проекте. Технология позволяет сделать прочный корпус. Судно при благоприятном обслуживании будет ходить по морю 30 лет. Важно, что мелкая осадка позволит швартоваться на необорудованном берегу. Инициаторы проекта планируют провести реконструкцию Великой Северной экспедиции. Цель — поход в сторону Обской губы на Ямал.

Глеб Плетнёв, инициатор проекта «Поморский коч»:

— Войти в Обскую губу и дойти до Салехарда морским маршрутом на исторических судах — поморских кочах.

В течение пяти веков, начиная с 14 столетия, такие деревянные суда были основными на Крайнем Севере. На кочах осуществлялась рыбо-промышленная и торговая деятельность. Поморы ходили на Шпицберген, Новую Землю, на Ямал, в Норвегию.

Ирада Митенёва, корреспондент:

— Вот так или даже вот так могли выглядеть поморские кочи. Это — примерно 16 век. С виду они разные, но главная особенность их одинакова: это форма корпуса, которая позволяла уцелеть в арктических льдах, и сшивание бортов судна без использования гвоздей и заклёпок.

Но поморское судостроение развивалось.

Андрей Ружников, старший научный сотрудник Архангельского краеведческого музея:

— На ключевые узловые точки конструкций стали применять металлические детали в 17 веке. В 19 век уже практически полностью перешли на технологию заклёпок.

Строительство коча началось в мае этого года. Но уже сейчас он привлекает внимание судостроительных предприятий, крупных финансово-промышленных групп, туристических компаний.

Сергей Смирнов, директор судостроительного кластера Архангельской области:

— Это будет, безусловно, имиджевый проект для Архангельской области, который ещё раз подчеркнёт нашу аутентичность, наши технологии, поморские технологии, которые всегда здесь развивались.

Двухмачтовый моторно-парусный коч сойдёт со стапеля в 21 году.

Ирада Митенёва

Новости