У десятиклассников 14 архангельской школы сегодня — проверочная работа по обществознанию. В классе — тишина, подозрительных движений не видно, шпаргалки никто ни откуда не достает. Однако, по данным экспертов Российской высшей школы экономики, списывать российские школьники и студенты за последнее время стали намного чаще.
Дарья Кукушкина, учитель истории школы № 14:
— Классические шпаргалки — изготовление может и хорошо — ребенок пришел домой, смастерил, систематизировал, упорядочил, изготовил продукт своего творчества. Уже что-то запомнил, пока ее изготавливал. Но вот я категорически против механического переписывания с Интернета.
За списыванием, уверены учителя, кроется невозможность выполнить требования педагога, иногда — элементарная усталость, а чаще просто неверие в свои силы. Если пустить ситуацию на самотек — списывание становится привычкой.
Инга Рудакова:
— Сначала —
списанные контрольные работы, затем
оплаченные рефераты и курсовые, потом
— купленные дипломы и как следствие —
профессиональная некомпетентность и
ошибки, причем, и самые опасные — ошибки
врачей и учителей.
Очники — племя более ответственное, а вот заочники, по словам студентов, списывают поголовно. Иногда преподаватель даже намеренно выходит из аудитории, чтобы подопечные хоть как-то выполнили задание.
Алексей Тихомиров, студент САФУ:
— А почему списывали? — Ну, потому что были такие моменты, когда я не успевал подготовиться, приходилось списывать, т. е. чтоб оценку не испортить.
Алеся Белявцева, студентка САФУ:
— Списать иногда — где-то что-то на экзамене такое было? — У всех было. Но на экзамене конкретно нет, но в школе частенько такое было.
А вообще списывать плохо, уверен Алексей, но одно дело, когда качаешь из Интернета реферат по теории, и совсем другое, когда студент покупает квалификационную работу.
Илья Верещагин, доцент кафедры философии и социологии САФУ:
— Я очень часто без всякой программы-антплагиат могу понять, что это не тот студент написал. Это скорее относится к курсовым и дипломным работам когда покупают — и вот тогда действительно можно попасть в ситуацию, вроде все написано хорошо, а написал не он. Может быть выходом было бы практикоориентированность нашей учебы, т. е. меньше писанина, больше практических прикладных продуктов.
Анастасия Голубева, студентка САФУ:
— Если ты сам осознаешь, что ты хочешь стать хорошим специалистам то тебе стоит поработать, учеба — это наш задел на будущее, т. е. стоит постараться сейчас.
В прошлом году во время ЕГЭ два человека были удалены за списывание — попались на шпаргалках. А в вузах, считают многие преподаватели — проще вернуть Госэкзамен, ведь на нем как в зеркале видны знания студента.