На официальное открытие переправы Дед Мороз не опоздал. Но дорожники признаются — ждали его гораздо раньше. Намораживать ледяной мост через Пёзу без настоящего мороза было очень сложно.
— Собираешься лучше-то морозить? Или как? — Обязательно! Но чуть попозже… — А чего попозже-то? — Будем морозить, будем работать, будем стараться. Снежку добавим, морозу немножко прибавим — всё на общественных началах!
Готовность переправы оценивает специальная комиссия. После замеров толщины льда специалисты выносят вердикт. Дорогу через реку открыть, но пока с минимальной пропускной нагрузкой — две тонны.
Алексей Самылов, главный специалист по Мезенскому и Лешуконскому районам дорожного агентства «Архангельскавтодор»:
— Толщина льда позволяет движение легкового транспорта по ледовой переправе без проблем. Для грузового транспорта придётся подождать, когда наморозится более толстый лёд.
— Тонны две — конечно, мало! Будет больше. Это факт. Ведь сегодня лишь начало, открывающее тракт!
Зимний тракт в самом северном районе области ждут с нетерпением. Каждый год в межсезонье жители мезенской глубинки остаются фактически отрезанными от Большой земли.
Сергей Харихин, житель д. Жердь:
— Это же наша дорога жизни! Как иначе-то, все ждут! И на Архангельск ждут, но, в первую очередь, Мезень!
Ледовая автодорога через Пёзу — первая официальная не только в Мезенском районе, но и в области. Местным специалистам предстоит проложить несколько таких переправ через таёжные реки.
Евгений Личутин, начальник Мезенского производственного участка Мезенского дорожного управления:
— Заливка идёт, уже сегодня проливаем в четвёртый раз реку Мезень. Поэтому будем ждать хорошей погоды. Мы сейчас заливаем: река Пёза, река Мезень, река Няфта.
Наряду с обычными автопереправами, в Мезенском районе появятся технологические — для тяжёлых лесовозов, которые будут возить дрова из Лешуконья по муниципальному контракту.
Алексей Коршаков, заместитель главы администрации Мезенского района по инфраструктурному развитию:
— Автомобильные переправы общего пользования заливают под вес 25 тонн. Учитывая то, что лесовозы, которые, предполагается, пойдут от УЛК в сторону Мезени с дровяным топливом, они весом будут 45 тонн. То есть, эти переправы — это не забота муниципалитета, это не забота Автодора, это забота той компании, которая будет перевозить дрова.
А пока на региональной дороге Мезень-Пинега-Архангельск организованы так называемые челночные перевозки. Пассажиров и грузы переправляют через реки на снегоходах.