Макеты Соловецкого и Пертоминского монастырей отреставрируют

Жители плесецкой деревни Рыжково решили сохранить историю малой родины и создать музей
В Кенозерском национальном парке побывали специалисты особо охраняемых природных территорий России
В Верхнетоемском районе прошел Фокинский фестиваль
Праздничное настроение жителям и гостям Архангельска всю неделю дарили участники международного фестиваля уличных театров
В Кенозерском национальном парке на этой неделе побывали московские учёные
В День России вся страна узнала о Кенозерском национальном парке
«Театральный Архангельск» — действие четвёртое: «Мой путь» — юбилей Виктора Панова
С триумфом и при аншлаге в Вологде выступили архангельские кукольники
«Театральный Архангельск» — Архангельский театр драмы готовится к завершению 86-го творческого сезона и фееричному началу нового
На территории национальных парков «Кенозерский» и «Онежское Поморье» внедряют раздельный сбор мусора

Речь об известных макетах архангельского мастера Зосимы Калашникова. Спустя годы эти шедевры из картона получили постоянную прописку в Архангельском краеведческом музее. Правда, их состояние оставляет желать лучшего. И вот за дело взялись реставраторы.

— Посмотрим, может быть, ещё колокольчик где-нибудь есть, видишь, Юра, нет, только один остался.

Вера Пермиловская и Юрий Калашников знают точно, на макете звонницы Пертоминского монастыря было три колокольчика. Эту обитель-малютку делал их отец Зосима Калашников, Почётный гражданин Архангельска. К самым известным «шедеврам из картона» относят «старый Архангельск», «Соломбалу», Соловецкий кремль, Пертоминский моастырь и Николо-Карельскую обитель. Для создания копий Зосима Петрович собирал коробки в обувных магазинах, работал как профессиональный хирург скальпелем. В «ассистентах» была вся семья.

Вера Пермиловская, дочь автора макетов З. Калашникова:

— И мы все там резали, клеили, что папе не очень нравилось, ему казалось, что мы делаем не так аккуратно, как он делал.

Зосима Калашников работал очень скрупулёзно, много времени уходило на изучение архивных документов. Увлечение занимало всё свободное время. А по профессии Зосима Петрович был инженером и посвятил всю трудовую деятельность электрификации области. После его смерти эти произведения искусства долгое время не имели постоянной прописки. Временным пристанищем для двух монастырей стал Марфин дом. Но после ремонта здания, когда белили потолки, макеты сильно пострадали. Сейчас они принадлежат Архангельскому краеведческому музею. Было принято решение о реставрации.

Марина Соколова, заведующая Архангельским филиалом ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря:

— Это событие очень крупное как для нас, реставраторов, так и для вас. Как память о вашем отце, который внёс достаточно большой вклад в жизнь нашего города.

Автор мечтал, чтобы его картонные творения были собраны под крышей Гостиных Дворов. Но пока макеты имеют разную прописку. Самый масштабный — «старый Архангельск» с 95 года обрёл свой «дом» во Дворце пионеров.

— Все эти домики сделаны из бумаги и картона Зосимой Калашниковым. Весь свой труд, всё, что он много-много лет делал, он бесплатно подарил нашему городу.

Здесь город начала 20 века постоянно в окружении детей. С макетом связаны десятки образовательных программ и экскурсий. Настя Данилова по Никольскому храму узнала место, где сейчас находится нынешний Дворец детского и юношеского творчества.

— А напротив храм, куда мы с бабушкой ходим.

— Один человек приложил много трудностей, чтобы сохранить память о древнем Архангельске.

Как считает педагог-организатор Надежда Девяткова, «старому Архангельску» здесь хорошо. За макетом ухаживают и даже своими силами понемногу ремонтируют. Хотя и этому шедевру из картона, которому уже почти 35 лет, тоже необходима серьёзная реставрация. О смене прописки речь не идёт.

Надежда Девяткова, педагог-организатор Дворца детского и юношеского творчества:

— Мотивируем тем, что здесь много детей, приходят на различные занятия, они знакомятся постоянно, и макет живёт той жизнью, о которой, в общем-то, мечтал Зосима Петрович. Кто должен знать историю, прежде всего, всё должно начинаться с детства. Если дети будут помнить, будут знать, значит, они будут беречь то, что осталось нам от прежних поколений.

Сейчас с реставрацией больше повезло двум обителям — Соловецкой и Пертоминской. Работа расчитаны на три года. Начинается первый этап работ.

Алексей Чекин, художник-реставратор мебели Архангельского филиала Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря:

— Будем разрабатывать методику, по которой всё будем делать, будем пробовать, делать пробы на укрепление, чтобы было более надёжно. — Вы новоделы делать не будете? — Нет, не будем, потому что это, как бы, не наш профиль.

Хотя парочка макетов-наводелов уже была кем-то сделана, заметно уступающих подлинику. Их реставраторы тоже оставят, для истории.


Новости