Кенозерское «небо» — расписной свод часовни Тихвинской Божией матери деревни Хвалинской, что на Каргополье, в центре внимания масштабной выставки «Век ради вечного». Она посвящена 100-летию Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика Игоря Грабаря. По инициативе этого известного художника и историка искусства и была основана в 1918 году школа отечественной научной реставрации.
Дмитрий Сергеев, генеральный директор ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря:
— Праздник наш не только в том, что мы гордимся нашей столетней историей. Наш праздник заключается в том, что мы сегодня открываем наши следующие 100 лет.
В экспозиции — около 150 экспонатов из 50 музеев страны, которые были отреставрированы в Центре в разные годы. Среди наиболее выдающихся специалисты называют расписные восьмигранные «небеса» 18-го столетия из музейного фонда Кенозерского национального парка. Сюжет росписи — благословляющий Саваоф — это одно из имен Бога в Священном писании, в окружении херувимов и символов евангелистов.
Александр Горматюк, заведующий научно-реставрационной мастерской А. Овчинникова ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря:
— Меня поразили конечно лики отдельные, пускай от некоторых ликов сохранилась часть лица, глаз, губы, — но всё равно прочитывалось, что каждый лик глубоко индивидуален.
Александр Горматюк реставрировал кенозерское небо. Как он подчеркнул, деревянный свод находился в плачевном состоянии. В советское время роспись забелили. Когда в 70-е годы побелку удалили, то существенно повредили красочный слой. А часть древесины стала трухой, — результат «работы» жука-точильщика.
— Это как раз тот жук точильщик морозоустойчивый.
Анна Анциферова, главный хранитель музейных фондов Кенозерского национального парка:
— Возникла угроза всей музейной коллекции Кенозерских небес, поэтому действительно ради спасения не только этого неба, но и всего собрания кенозерских небес, необходимо было срочно принять решение о реставрации этого неба.
По мнению специалистов, реставраторы неба очень достойно справились с тяжёлой работой, которая заняла почти два года.
Лидия Евсеева, ведущий научный сотрудник музея древнерусской культуры имени А. Рублёва, Москва:
— Мне нравится там подлинное личико есть, они его сохранили, другие, к сожалению пострадали. Как бы в неком тумане, но они их и не выписывали, не переписывали. И вот эта туманность оно тоже что-то прибавляет, такая прозрачность небесная. Небо всегда загадка.
Тайной окутано пока и имя автора, который не подписал небо. Среди предположений, что это был мастер с академической школой и хорошо знал западноевропейское искусство. Возможно, даже итальянец и работал он вместе с подмастерьем. В следующем году спасенный шедевр вернётся домой в музейный фонд Кенозерского парка.