В итоге, проходить по реке стало трудно и пассажирским, и грузовым судам. Паром причаливает к Верхней Тойме. Пассажиры провели в пути больше получаса, чтобы всего-то перебраться с левого на правый берег Северной Двины. Судно делает большой крюк, обходит опасный участок. Дно реки в последние годы покрылось толстым слоем грунта. Если идти по короткому пути, можно сесть на мель.
Андрей Мысов, судоводитель:
— Уже сколько лет, года 3-4, наверное, дноуглубительные работы не производились. Из-за этого фарватер все затягивает, становится все меньше и меньше.
Маршрут на Верхнюю Тойму оказался под угрозой закрытия. Спасти ситуацию взялась группа компаний «Титан». Словно большой пылесос, земснаряд всасывает грунт со дна реки и выкачивает содержимое на берег. Результат отражается на мониторе компьютера.
Александр Клемешов, командир земснаряда:
— Тут вот видно только земснаряд. Все наши траншеи рассчитанные идут. И земснаряд относительно их. То есть, если он повернется, тут же все показывается, разворот земснаряда. То есть мы всегда идем ровненько.
Тонкая полоса на мониторе — это дно реки. Углубляют его на 160 сантиметров. Для этих работ «Титан» нанял компанию «Севводпуть». У федерального подрядчика — большой опыт в дноуглублении. Стоимость работ — 3 миллиона рублей. Лесопромышленный холдинг проводит их за свой счет.
Альберт Пестов, начальник производственного департамента группы компаний «Титан»:
— Ширина хода дноуглубления составляет порядка 800 метров в длину и 36 метров в ширину. И глубина, соответственно, при межонном уровне, которая позволит проходить паромам, которые имеют глубину при полной осадке до 1 метра — 1,1 метра.
Таким прогнозам рады и жители Верхней Тоймы, и администрация района.
Наталья Вьюхина, глава Верхнетоемского района:
— Своих денег в бюджете мы уже не предусматривали и очень боялись, что у нас ничего не состоится. Очень рады, что пришла группа «Титан» и они сделали нам дорогу жизни. Надеюсь, что и хотелось бы, чтоб это было не на один год, а на последующие 5-10 лет.
Сегодня работы завершаются. Это значит, что уже в ближайшее время по Северной Двине к Верхней Тойме смогут подойти не только буксиры и паромы, но и суда, гружёные лесом.