Премьера оперы «Зори здесь тихие» по повести Бориса Васильева — новый проект Поморской филармонии

Масштабным событием в культурной жизни региона стала премьера оперы «Зори здесь тихие» по повести Бориса Васильева. Новый проект Поморской филармонии представили на сцене Архангельского драмтеатра в рамках музыкальной части фестиваля «Белый июнь». В большой творческой команде и приглашённые артисты, в том числе из Мариинского театра. А поставила архангельскую версию «Зорей» главный режиссёр Севастопольского театра оперы и балета Ляйсан Сафаргулова.

Оркестровая яма с музыкантами перед представлением сразу стала предметом пристального внимания зрителей.

«Это большая неожиданность! Раз — и яма опускается, оркестр живой сидит! Я воодушевлена!»

Таких воодушевленных — полный зал.

Светлана Синицына:

«Оперу „Зори здесь тихие“ композитора Кирилла Молчанова называют одним из самых проникновенных музыкальных сочинений о Великой Отечественной войне. Эту масштабную работу Поморская филармония посвятила 80-летию Победы».

Величина события, как подчеркнула автор идеи и куратор проекта Ольга Голдобина, должна быть отмечена и величиной музыкальной.

«Нам досталась на долю нелёгкая участь солдат…»

Литературная основа оперы известная повесть писателя — фронтовика Бориса Васильева «А зори здесь тихие» — одно из первых произведений о женщинах- солдатах. Это трагическая история. Её герои девушки-зенитчицы и их командир — старшина Васков. На эту роль пригласили ведущего солиста Мариинского театра Андрея Серова.

« — Может, кто из вас немецкий знает? — Я знаю! — Что я, кто такое я, докладывать надо!»

Как признался артист, это его любимая опера, правда, в Мариинке она идёт в концертном варианте.

Андрей Серов, солист Мариинского театра, Санкт-Петербург:

«Это фантастическая опера. Это, как говорится, наш культурный код. Команда просто суперическая, я не побоюсь этого слова. Это было настоящее сотворчество».

Особенно гость отметил значимую работу дирижёра-постановщика оперы. Причём Владимир Онуфриев совместно с режиссёром Ляйсан Сафаргуловой старались сделать версию близкой к оригиналу 1973 года, когда в Большом играли эту мировую премьеру. «Зори» часто ставят и в других театрах, но «архангельские» — отличаются.

Владимир Онуфриев, художественный руководитель Архангельского филармонического камерного оркестра:

«У автора есть разговорные диалоги, которые в известных мне постановках нигде не существуют. Мы просто пришли к выводу с Ляйсан, что это существенно, то есть существенно раскрывает персонажи».

«Жди, когда других не ждут, позабыв вчера…»

В роли Жени Комельковой — Марта Малышко. И это её первый концертный сезон как солистки Поморской филармонии. «Зори», по словам Марты, — большая удача и опыт, возможность исполнить не фрагмент, а целую оперную партию.

Марта Малышко, солистка Поморской филармонии:

«Надо всегда вовлекаться глубоко, чувствовать свой персонаж иначе на сцене ничего не получится, к сожалению. Надо знать не только свою партию, но и партию своих коллег, и оркестровые тоже надо знать».

Опера — жанр сложный, который включает в себя работу всех творческих сил. И не только собственных филармонических. К масштабному проекту подключились ансамбль народной музыки «Антари», хористы Архангельского музыкального колледжа и первой детской музыкальной школы имени Казакова. В Камерный оркестр добавили музыкантов, но всё же по количеству это уменьшенный состав для исполнения оперы. Поэтому партитура была переделана, но, как отметили эксперты, музыка не пострадала. Репетиции проходили в актовом зале архангельской мореходки. Из всех городских концертных площадок, как подчеркнул дирижёр, она подходила больше всего для работы. Кстати, 30 лет назад артисты филармонии уже ставили эту оперу на сцене Кирхи в концертном исполнении. Но сейчас другой состав участников, оркестр и новые технические возможности, поэтому и премьера.

Ляйсан Сафаргулова, главный режиссёр Севастопольского театра оперы и балета, многократный номинант премии «Золотая маска»:

«Планировался семистейдж — это должна была быть опера в концертном исполнении. Но как-то так органично сложились обстоятельства, что мы пришли к полусценической версии, минимальными средствами. Но артисты замечательные, артисты включённые, и как-то сами тяготели к тому, чтобы добавить туда больше и личного, больше действия, и вообще очень здорово работали».

Спустя два часа зрители со слезами на глазах, стоя рукоплескали всей творческой команде. Супруги Венидиктовы приехали из Подмосковья как туристы. В свою программу путешествия по Поморью они включили и посещение оперы.

«Очень нравится, очень проникновенно, даже плакать хочется, честно говоря!»

«Мне понравилось вообще опера. Оригинально так, впервые, то есть такой подход интересный».

«Шикарно! Всё-таки живой звук — это живой звук! Ни с чем не сравнить. Это просто вау-эффект!»

«Хочу видет оперу ещё! Любую!»

Наталья Гайкович, директор Поморской филармонии:

«Конечно, есть уже мечты и есть уже такая идея, что почему бы не сделать — это традицией. И каждое лето в рамках „Белого июня“ ставить оперу!»

Кстати, солисты Поморской филармонии и Мариинки, в том числе и Андрей Серов, выступят на заключительном гала-концерте фестиваля «Белый июнь» — вечером 29 июня на Красной пристани.

Новости