В прогретый солнцем полдень над малокорельскими лугами слышен запах клевера и звук косы. А начинается сенокос… с покосной рубахи с богато украшенными подолами. В таких века назад выходили на поля русские женщины. Впрочем и сегодня — если сушить и ворошить — то только в традиционных костюмах. Даже если ты корреспондент региональных «Вестей».
Ирина Лоренц:
— Дел полно! Ведь с утра до вечера сенокос был. Утром пока роса, надо скосить сено.
Косить — целая наука. Одна нога вперёд. Чем сильнее размах, тем лучше. С литовкой с руках да по высокой траве в полный рост!
Павел Тучин, сотрудник музея «Малые Корелы»:
— Коса была для каждого человека персональная.
— Под руку делали?
— Под руку делали. Длину лезвия подбирали по силе человека. И измеряли количеством рук. Вот сколько влезет рук на лезвие косы. Значит, были косы у мужиков о 12 рук. Но это очень большие. А женщины косили 9 ручными.
Сенокосная пора: с Петрова до Ильина дня — две недели. Но… не работой единой. Так хороводами и встречали макушку лета. Верили: с 12 июля природа поворачивает на осень. А до той поры хорошо работали и хорошо отдыхали: на свежем сене. Душистая перина — для задушевных бесед.
Нина Усова, участница фольклорного коллектива «Новиця»:
— На сенокосе: работящие девушки, работящие парни. Могли познакомиться и свадебку сладить?
— А как же! Для этого осень-то и есть. Они знакомятся на сенокосе-то.
— Ребята имели хитрость. Они не говорят что они это самое. Они всё подглядывают, посматривают. Какая девка лучше робит? Какая девка поядрёнее?
Так — среди стогов — и приглядывали себе невест. А вот и первый парень на деревне: вяжет веники для бани. Эти — берёзовые.
— Для запаха, для аромата.
А под вечер медвяные запахи травы сменял аромат ухи. В этот раз в музее сварили тройную — каргопольскую: из сёмги, палтуса и сига. Ведь по пище и косарь свищет! И тут главное, чтобы коса на камень не нашла.