Елена Федотова, сварщица:
— Было такое впечатление… прямо вот какого-то восторга.
О чём с таким блеском в глазах может говорить женщина? Елена Федотова — о том, как первый раз взяла в руки сварочный аппарат. А вот Ольга — родная сестра Лены — рассказывает как легко у неё получается варить титановые артерии будущих подводных лодок.
Ольга Федькушева, сварщица:
— Вот меня иногда спрашивают: как ты делаешь, как так получается? А я не знаю. У меня особых секретов нет. Оно как-то само по себе получается.
Эти женщины знают, какие швы спаивают ядерный щит державы. Они — сварщики шестого разряда Севмашпредприятия! Фиолетовое сияние аргонодуговой сварки. Засмотришься! 15 лет назад Лена, а работала она продавцом, увидела объявление: «Севмашу требуются сварщики. Учим». На первом же занятии сверкнула мысль: «Моё!».
Елена Федотова, сварщица:
— Представляете — металл, искры. Всё ярко, горит. Металл — вот вроде электрод стальной, начинает плавиться.
На Севмашпредприятии сегодня больше двух тысяч сварщиков. Украшение этого списка — фамилии 38 женщин. Ольга варит подводные лодки. До этого варила колбасу на мясокомбинате.
Ольга Федькушева, сварщица:
— Когда я пошла учиться на сварщика, я честно не понимала, что сварщик делает. Честно! Как он это делает и чем. А потом, когда я попробовала, ну правда интересно! Такое чувство как карандашом рисуешь!
Работа — государственной важности. По этим трубам, например, побежит воздух, масло, вода. Их хитросплетения составят системы погружения и жизнеобеспечения атомных подводных лодок.
Елена Федотова, сварщица:
— Стык варишь — он же процесс творческий. Вообще сварка. Потому что каждый сварщик — у него свой почерк. Он варит, он же подаёт присадку там с определенной скоростью. На своем токе там варит. И естественно хочется же чтобы красиво получилось. Там не только качественно, но и красиво.
Тело каждой подлодки покрыто миллионами сварных швов. Они составляют до 10% веса её корпуса. За всю историю Севмаша — а с верфи сошли уже 172 субмарины — не было ни одной жалобы на качество сварки.
Елена Матвеева:
— 42-й сборочно-стапельный цех, в котором работают сёстры-сварщицы, один из старейших на Севмаше. Именно здесь в 1958 году была построена первая на предприятии атомная подводная лодка КЗ «Ленинский комсомол». В этом году корабелы отпразднуют ее юбилей — 60 лет.
Сварка как живопись. Движения должны быть плавными, но точными. Всё оборудование, которое здесь производится — и сегодня под грифом «Секретно».
Николай Дульнев, начальник участка сварки трубопроводов из спецсплавов Севмашпредприятия:
— Мужики ревнуют. Эти девчонки утёрли нос-то многим парням. Мы им доверяем самые сложные узлы и детали. И они успешно справляются с этим делом.
Таких специалистов как Ольга и Елена сегодня по всей России не больше пары десятков. Как, например, себе представить сварку через зеркало? За советом к сёстрам не стесняются идти и мужчины.
— Три миллиметра буквально не проварил. Тебе нужно снова нанести пасту, сделать ток ещё побольше ампер на 20-15 и заново проварить.
— Если правильно вычистить пасту, то шов будет отменного качества. А если паста, смотри, тут лежит у тебя местами, то и шов не ляжет ровно, и рентген не пройдет.
Температура в зоне сварки может достигать четырёх тысяч градусов. От жалящих искр порой не спасает и самая толстая роба. Ольга и Елена показывают прогоревшую ткань и шрамы на руках.
— Наша поделка заняла первое место!
Дома — ни слова о сварке. Если и говорят о швах — то только швейных. Елена делает куклы! Девичье увлечение в противовес брутальной профессии.
— Мне кажется в любой женщине маленькая девочка сидит.
Они обе называют себя очень счастливыми. Любимая работа, любимые дети — у каждой по двое. И всё вместе. Даже беременными сестры ходили одновременно.
Нина Неклюдова, мама Елены и Ольги:
— Дочками гордитесь?
— Очень! Умницы.
А недавно с дуэта сварщиц сняли особую группу секретности. Теперь перед ними открыт весь мир. Уже планируют летнее путешествие. В глазах сестёр пляшут весёлые искры.
Новости