Его путь — история воплощения большой мечты. Рядовой строитель, солдат, комсомольский работник, а после педагог, который дорос до первого человека в вузе. Человек-университет по масштабу эрудиции — он создал комфортные условия для развития науки в регионе. При Владимире Булатове педагогический институт расцвёл и превратился в первый в области классический университет. А ещё ему удалось отстоять за вузом право носить имя Ломоносова, когда скептики говорили: «Хватит и одного МГУ». Кроме того, он заложил основы будущего федерального университета и успел решить вопросы строительства межвузовской библиотеки и общежития, которые возвели после его смерти. Помимо ректорской работы Владимир Николаевич занимался изучением Русского Севера, участвовал в полярных экспедициях. Защитил в МГУ докторскую диссертацию. Автор 19 книг и более 600 публикаций. Главный редактор тома Поморской энциклопедии в 90-х был ещё и депутатом областного совета.
Екатерина Прокопьева, председатель областного Собрания депутатов:
«Я очень горжусь, что была с ним лично знакома, имела возможность в профессиональной сфере обсуждать какие-то важные темы. Горжусь тем, что выбирая второе направление образования, именно Владимир Николаевич, приехав в Холмогоры, объяснял, что, учитывая государеву службу, очень важно прийти к нему в Поморский университет за вторым образованием».
Владимир Булатов дал путёвку в жизнь сотням студентам. Его вспоминают, как доброжелательного и отзывчивого преподавателя.
Оксана Зарецкая, директор высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ:
«Владимир Николаевич был простым человеком. При всех проблемах, которые у нас возникали, мы в принципе могли к нему обратиться, даже будучи студентами. А на госэкзаменах он нам просто подсказывал».
Ушёл Владимир Булатов из жизни на взлёте. Много работая, он оставил после себя огромное количество трудов. Его книги, статьи, рукописи бережно хранятся в областном архиве. Но мало кто знает — богатое наследие учёного могло быть утрачено безвозвратно. А всё из-за чьей-то безответственности и равнодушия. Соратник ректора Павел Журавлев вспоминает — когда историк ушёл из жизни, его кабинет опечатали, а все документы должны были отправить в университетский архив. Но вместо книжных полок они оказались в пыли.
Павел Журавлев, историк, политолог, генеральный директор Ломоносовского фонда:
«Был звонок одной из помощниц Владимира Николаевича о том, что она обнаружила эти коробки где-то под лестницей, на которых было написано „сжечь“. То есть могла бы быть такая ситуация, что этих документов просто бы не было».
В фонде Булатова насчитывается 95 дел. В областном архиве можно не только полистать его записи, но и узнать, какие задачи решал ректор первого университета в области, взять в руки его удостоверение. Бережно собранные документы в этот день пополнились новыми уникальными рукописями. На памятном вечере прошла церемония их передачи в архив. Хранителям старины их предоставил последний аспирант Булатова — Василий Абрамовский. Среди них — такие труды, как «История северного речного пароходства», материалы по книге «Ворота в Арктику». В руках историка рукописи оказались случайно.
Василий Абрамовский, историк, последний аспирант Булатова:
«Мне один из знакомых просто сказал, что у него на даче в гараже хранится несколько папок документов какого-то архангельского историка. Когда он уточнил, что это за историк, я сразу — угу. Бинго! Что называется. Конечно, Владимир Николаевич — даже если бы он не был моим руководителем в аспирантуре, надо понимать, что это глыба, величайший историк современности».
Сжечь не вышло, забыть в гараже не получилось. Архив Булатова продолжает расти. Учёные уверены, что его работы будут востребованы среди студентов и научного сообщества. Ведь магия призвания оказалась сильнее равнодушия.
Новости