Пышное оформление, вышивка, декоративная отделка лоскутом- это главные особенности Каргопольского женского костюма Олонецкой губернии конца 19 — начала 20 века. С ним на теоретической лекции знакомятся участники программы «Осенние рукомёсла». Юлия Еремеева над своей коллекцией трудилась 10 лет и готова делиться опытом по созданию реплик элементов костюмов.
Юлия Еремеева, дизайнер:
«Многие вещи взяты с предметов, которые сохранились в нашей семье. Это фартук в технике тамбур, очень характерно для Каргополья. Традиция этой вышивки там расцвела пышным цветом, на красной ткани бесконечная белая ниточка, которая тянется цепочкой. Она делается не иголкой, а крючком».
В коллекции есть и реплика Каргопольского костюма для покоса.
Юлия Еремеева:
«Бесполиковая рубаха с красными рукавами, на нее надевался покосный сарафан с вышитым низом. И еще сверху надевался красный фартук. И во всем этом выходили в первый день покоса. То есть представляете себе широкое поле, в основном зеленые цвета, зеленый пейзаж, и на нем много-много красных женских фигур. Представляете эту картину?»
В этом году интерес к Каргопольскому костюму проявили 25 мастеров.
Ольга Знатных, специалист музея-заповедника «Малые Корелы»:
«У нас достаточно широкая география участников. Приятно, что постоянные участники у нас есть специалисты из Архангельска, Северодвинска, Новодвинска, а также из Архангельской области. Это мастера, ремесленники, которые занимаются реконструкцией традиционного костюма, руководители творческой студии и коллективов».
Есть гости из Москвы. В 2013 Ирина Мещанинова-Межинская побывала в старинной деревне Ошевенск Каргопольского округа. Посещение вдохновило создать фонд «Наследие Севера».
Ирина Мещанинова-Межинская, директор фонда сохранения культурного наследия «Наследие Севера»:
«Стало мостиком между московскими зрителями, туристами, гостями, исследователями для каргопольской земли, потому что там очень много памятников деревянного и каменного зодчества, которым нужна помощь. На местах не всегда получается достать достаточно средств для этого. Вот мы решили, что самый цивилизованный и правильный ход — это организация фонда».
«И ткань! И ткань такая хорошенькая! Миленький!»
Елена Кочнева так внимательно изучает костюмы неспроста. Она — руководитель фольклорного ансамбля «Малиново сиянье», и в программе участвует третий раз. Это необходимо для точной передачи элементов костюма для выступлений.
Елена Кочнева, участница программы «Осенние рукомёсла»:
«Каждые „Осенние рукомёсла“ посвящены определенному костюму определенного района. И поскольку наш фольклорный ансамбль носит костюмы разных районов, у нас не одинаковые костюмы, а у каждого участника свой костюм. И поэтому мы шьем и каргопольские, и мезенские, и пинежские — разные костюмы. Когда будем считать складочки, закладывать складочки — главное, чтобы попало в вашу ширину».
После теории — практика с реквизитором и художником-реставратором тканей музея-заповедника. Участники трудятся над созданием элементов одежды: сарафаном и рубахой. Кстати, последнюю будут шить вручную с соблюдением традиций
Людмила Григорьева, художник-реставратор произведений из ткани музея-заповедника «Малые Корелы»:
«Этнографический образец полностью сшит вручную. Мы можем видеть выполненные швы, стан, отделочные швы, вышивка „козлик“, сборка. — Сейчас современная швея насколько может сделать качественную реплику вот этому оригиналу? — Все зависит от навыка швеи, конечно, если швея усердная и качественно будет выполнять с кропотливостью, с усидчивостью, то все у нее получится».
Образовательную программу «Осенние рукомёсла» музей-заповедник «Малые Корелы» организует более 10 лет и уже делился опытом по созданию головных уборов Русского Севера, Мезенских костюмов, техники лоскутного шитья и работы с деревом. Что будет в следующем году — организаторы пока держат в секрете.
Новости