«Осенние рукомёсла»: новая образовательная программа посвящена традиционным народным костюмам

«Осенние рукомёсла». Так называется ежегодная образовательная программа, посвящённая традиционным народным костюмам и ремёслам. Мастера изучают и воссоздают элементы народного костюма определённой губернии. За основу берут исторический крой и техники. В этом году участники проявили интерес к традиционному женскому костюму Каргопольского уезда Олонецкой губернии конца 19 — начала 20 века.

Пышное оформление, вышивка, декоративная отделка нитками — это главные особенности каргопольского женского костюма Олонецкой губернии конца 19 — начала 20 века. С ним на теоретической лекции знакомятся участники программы «Осенние рукомёсла». Юлия Еремеева над своей коллекцией трудилась десять лет и готова делиться опытом по созданию реплик элементов костюмов.

Юлия Еремеева, дизайнер:

«Многие вещи взяты с предметов, которые сохранились в нашей семье. Это фартук в технике тамбур, очень характерно для Каргополья. Традиция этой вышивки там расцвела таким пышным цветом, на красной ткани — бесконечная белая ниточка, которая тянется цепочкой. Она делается не иголкой, а крючком».

В этом году интерес к каргопольскому костюму проявили 25 мастеров.

Ольга Знатных, специалист музея-заповедника «Малые Корелы»:

«У нас достаточно широкая география участников. Приятно, что постоянные участники — специалисты из Архангельска, Северодвинска, Новодвинска, а также из Архангельской области. Это мастера, ремесленники, которые занимаются реконструкцией традиционного костюма, руководители творческой студии и коллективов».

Есть гости из Москвы. В 2013 Ирина Мещанинова-Межинская побывала в старинной деревне Ошевенск Каргопольского округа. Посещение вдохновило создать фонд «Наследие Севера».

Ирина Мещанинова-Межинская, директор фонда сохранения культурного наследия «Наследие Севера»:

«Стало мостиком между московскими зрителями, туристами, гостями, исследователями для Каргопольской земли, потому что там очень много памятников деревянного и каменного зодчества, которым нужна помощь. На местах не всегда получается достать достаточно средств для этого. И вот мы решили, что самый цивилизованный и правильный ход — это организация фонда».

После теории — практика с реквизитором и художником-реставратором тканей. Участники трудятся над созданием элементов одежды: сарафаном и рубахой. Кстати, последнюю будут шить вручную, как в те времена.

Людмила Григорьева, художник-реставратор произведений из ткани музея-заповедника «Малые Корелы»:

«Этнографический образец полностью сшит вручную. Мы можем видеть выполненные швы, стан, отделочные швы, вышивка «козлик», «сборка».

Образовательную программу «Осенние рукомёсла» музей-заповедник «Малые Корелы» организует более десяти лет. Народные мастера уже делились опытом по созданию головных уборов Русского Севера, мезенских костюмов, техники лоскутного шитья и работы с деревом. Что будет в следующем году — организаторы пока держат в секрете.

Новости