Своими размерами может и не впечатляет. Но зато какую ёмкую историю хранит! Гидрографическое судно носит имя человека, чья жизнь была посвящена самой суровой и стратегически важной артерии нашей страны — Северному морскому пути. На борт судна «Юрий Осокин» впервые поднимаются не исследователи и члены экипажа, а родственники учёного. Выдающийся инженер-гидрограф работал в Диксонской гидробазе, был начальником Архангельской гидробазы с 1966 по 1990 годы. За это время вместе с коллегами открыл новые ледники и острова Арктики. А еще буквально «прорисовал» безопасные пути сквозь льды и туманы, сделав неизведанное — понятным, а опасное — проходимым. Тогда осуществить это было гораздо сложнее, чем сейчас. Хотя в бытность Осокина эхолоты — устройства для определения глубины водоёма и рельефа дна — уже были.
Андрей Олейников, заместитель генерального директора «Гидрографического предприятия» по навигационно-гидрографическому обеспечению:
«Были аналоговые системы измерения глубин. Тем не менее, конечно, очень сильно отличалось по трудоемкости, сложности работ. Сложности обработки полученных материалов. Но и, соответственно сроков получения финальных расчетов, для того, чтобы эти материалы были использованы для актуализации карт».
Оборудование на судах в разы отличалось от того, на котором исследователи работают в наше время. В том числе на этом судне — прямом наследнике дела Юрия Осокина. Оно — самое новое на предприятии. Его киль был заложен в 2019 году.
Владимир Цыварев, капитан гидрографического судна «Юрий Осокин»:
«Предназначено для работы на Севморпути. Всё, что восточнее Карских ворот и Югорского шара — это все Севморпуть. И начиная от этих границ, мы уже начинаем промеры».
«Вот сюда гидрографы устанавливают многолучевой эхолот, протягивают провода, и вот эта вся конструкция, вот на этом тросе…»
… погружается в воду, для сканирования рельефа и структуры дна. Об особенностях передачи гидрографических данных с интересом слушают дочери, внуки и даже правнук исследователя. Этой встречи они ждали с 2004 года.
Ирина Кю Деффо, дочь Юрия Осокина:
«Нам было уже обещано, когда папа скончался, нам сказал руководитель Гидробазы тогдашней, что его именем обязательно будет названо судно».
И вот, спустя десятилетия, имя Юрия Осокина — не в архивах. Он вновь покоряет морские широты.
Лариса Гречко, дочь Юрия Осокина:
«Когда мы узнали, что судно назовут в честь папы, нашего дедушки, еще больше испытали гордость. И когда ожидалось это мероприятие все бросили свои дела и приехали и с удовольствием сейчас здесь находимся».
Сейчас судно на зимовке. А следующим летом отправится в свою третью навигацию.
Андрей Чумаченко, и. о. генерального директора «Гидрографического предприятия»:
«Скажу о традиции, которая есть на предприятии. Все суда предприятия названы именами бывших работников предприятия. Юрий Петрович один из них».
И все суда — наследники не только имен выдающихся исследователей, но и их дел.
Новости