Светлана Синицына:
«Маленький дворик с небольшими зданиями, а происходят здесь великие дела — место, где спасают и сохраняют культурное наследие нашей страны».
Это реставрационные мастерские. С 19 столетия адрес известный — купеческая усадьба Ананьина. А в конце прошлого века после большого ремонта на этот дворик и заехал Архангельский филиал Всероссийского реставрационного Центра имени Грабаря. Вторую жизнь благодаря его сотрудникам обрели тысячи предметов старины.
«Здесь было удаление загрязнений, закрепление красочного слоя, тонировки».
В руках Алексея Чекина одна из последних работ, которую он выполнял с коллегой Татьяной Турыгиной — резная икона середины позапрошлого века. На ней деревянная скульптура преподобного Нила Столобенского. Чудотворец и отшельник жил в 16 столетии на острове Селигер, где потом появился монастырь. Икону принесла в музей ИЗО Варвара Тюкина. Этой реликвией владели четыре поколения её семьи. И к удивлению реставраторов, памятник оказался с сюрпризом.
Алексей Чекин, художник реставратор Архангельского филиала ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря:
«Так и оставили это в истории — видите, в бумажке хлебушек вложен, хлебушек! До этого было стекло разбито, и кто-то туда подпихнул бумажку с кусочком хлебушка — какая-то бабушка сердобольная покормила Нила».
Теперь икона готова к экспонированию и отправлена в фонды Музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». Сюда же, в святую святых, как называют это помещение сотрудники музея, поступил ещё один отреставрированный памятник — икона в киоте начала 19 века. На фоне горы Голгофы и града Иерусалима — «Распятие Христово» в окружении предстоящих святых.
Татьяна Кольцова, заведующая древнерусским отделом Музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»:
«Богоматерь, Мария Магдалина, Иоанн Богослов, Лонгин Сотник. А на полях у нас две мученицы — Святая Параскева и Святая Татиана. Скорее всего, это заказчики заказали своих соимённых святых, чтобы они молились распятию Христа».
По мнению искусствоведа, икона принадлежала старообрядцам, поскольку на ней элементы, связанные с их культурой. В позапрошлом столетии многие иконописцы Петербурга работали именно на старообрядцев. А северяне ездили в столицу на заработки и охотно заказывали и покупали дорогие иконы. Предмет передала семья из села Княжестрово. Он был в аварийном состоянии. Особенно плачевно выглядела нижняя часть, там наиболее видимые разрушения красочного слоя. Восстанавливали икону и деревянную конструкцию в течение полугода. Причём, стекло в целости и сохранности ещё с тех давних времён. Как подчеркнула Татьяна Кольцова, этот памятник очень значимый в архангельской коллекции древнерусского искусства.
Татьяна Кольцова, заведующая отделом древнерусского искусства Музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»:
«Я не хочу сказать, что это уникальный предмет, потому что аналогичные встречаются в разных коллекциях, но для нашего музея это большая редкость».
Новости