Тайна скульптур: новый заказ получили архангельские реставраторы Всероссийского центра Грабаря

Пять деревянных скульптур из нижегородских музеев. Это памятники церковной резьбы 18-19 столетий из разных храмов и монастырей этого региона. Готовится масштабная выставка. Среди экспонатов специалисты выделяют редкий экземпляр — «Тайная вечеря». Причем вся скульптура поступила в мастерские заклеенной.

«Бывало, даже бабушки одевали зимой валеночки на ноги».

Так в храмах сердобольные старушки хотели «согреть» страдающего «Христа в темнице» — название этой деревянной скульптуры первой половины 19 века. Причем оно было не единственным.

«Или, как ещё называют, „Спас полуночный“. Так душевно звучит».

Экспонат поступил к архангельским реставраторам из Арзамасского историко-художественного музея. Памятник, по мнению специалистов, хорошо сохранился. А первыми Алексей Чекин взял в работу двух ангелов, которые были в аварийном состоянии.

«Видно, что даже ещё сохранились кусочки крылышек!»

Ангел с кусочком крылышка и частью рипиды — церковного опахала. Деревянная скульптура 19 века, буквально рассыпалась по частям. На ней и следы прошлого ремонта.

«К какому-нибудь празднику взяли, покрасили серебряночкой его. Тут пальчики были утрачены, слепили из подобия пластилина или оконной замазки».

За время реставрации скульптура очищена от загрязнений, укреплены все части, они буквально ходили ходуном. Также укреплен левкас — грунт, им покрывают предмет перед росписью. Следующий этап — удаление серебрения, под ним авторский красочный слой, его восстановление — тонировка и затем защитное покрытие. Этих же процедур ожидает сейчас другой ангел. Плачевно выглядела и деревянная фигура Богородцы.

Алексей Чекин, художник-реставратор деревянной скульптуры и мебели Архангельского филиала ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря:

«Она собрана из разных кусков, не из одного целого. Нужно было всё это собрать, было много расщепов на лице, на облачении. С оборота были расщепы, расколы».

Ещё приведён в порядок кованый крючок-крепление. За три века он покрылся ржавчиной и плесенью. Скульптуру в храме крепили к стене, чтобы не падала, когда к ней прикасались прихожане. Всего в Архангельский филиал Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика Грабаря из нижегородских музеев поступило пять памятников церковной старины. И это впервые.

Татьяна Кольцова, заведующий отделом древнерусского искусства Музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»:

«В 18-19 веках нижегородские земли прославились своей резьбой бытовой и домовой резьбой. Такие крупные города, как Городец, Балахна и села вокруг них, насыщены были мастерами резьбы по дереву. Конечно, бытовая резьба в первую очередь. Но вот в 18 веке всё-таки был исход мастеров именно в искусстве церковной резьбы».

Кстати, архангельская коллекция русской деревянной скульптуры, как отметила Татьяна Кольцова, считается одной из лучших в стране. В Музейном объединении «Художественная культура Русского Севера» находятся уникальные памятники старины. Со многими также работали реставраторы Поморья.

«Профилактическая заклеечка снимается. После этого начинаем пропитывать сразу клеем, вот это прямо чешуйка висит».

Сравнить этот трудоёмкий процесс реставрации можно разве что с работой нейрохирурга. «Тайная Вечеря» — 12 апостолов и Иисус Христос под «покрытием» — профилактической заклейкой.

Татьяна Турыгина, художник-реставратор деревянной скульптуры Архангельского филиала ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря:

«Если бы она ехала в таком открытом виде, мы бы могли увидеть очень большие осыпи красочного слоя и левкаса. В данном случае всё сохранилось».

После удаления тонкой микалентной бумаги мастер тут же укрепляет мельчайшие кусочки покрытия концентрированным рыбным клеем, чтобы сохранить то, что держалось, можно сказать, на честном слове. 

Татьяна Турыгина, художник-реставратор деревянной скульптуры Архангельского филиала ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря:

«Полностью сами не видим изображение лиц особо, всё-таки профилактика скрывает их. — То есть апостолов невозможно узнать? — Мы узнали Иуду».

Светлана Синицына:

«Вот он, один из 12 апостолов — учеников Иисуса Христа, Иуда Искариот. Деревянную фигурку ни с какой другой не спутаешь — выдаёт мешочек. В нём, как известно, 30 серебренников, за которые он предал своего Учителя».

Такая скульптурная композиция иногда размещалась в храмах на Царских вратах. И две группы апостолов в этой «Тайной вечере» неслучайно.

Татьяна Кольцова, заведующая отделом древнерусского искусства Музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»:

«Две створы Царских врат и эти две группы располагались на одной и на другой створе. Вот такие изображения известны от 18 века именно в центральной России, но они крайне редки».

Также искусствовед отметила: то, что часть масштабной нижегородской коллекции попала к архангельским мастерам — большая честь и ответственность.

Новости