«Видно, что даже ещё сохранились кусочки крылышек, видите, вот!»
Ангел с кусочком крылышка и частью рипиды — декоративного опахала — деревянная скульптура 19 века, с которой сейчас работает Алексей Чекин. На реставрацию поступила в аварийном состоянии. И со следами прошлого ремонта.
«К какому-нибудь празднику взяли, покрасили серебряночкой его. Тут пальчики были утрачены, слепили из подобия пластилина или оконной замазки».
За время реставрации скульптура очищена от загрязнений, укреплены те части, которые буквально ходили ходуном. Также укреплен красочный слой и левкас, то есть грунт — им покрывают предмет перед росписью. Следующий этап — восстановление цвета живописи — тонировка и покрытие защитным слоем. Этих же процедур уже ждет другой Ангел. А на очереди — скульптура «Христос в темнице» первой половины 19 века. Всего к архангельским мастерам из Нижегородского историко-архитектурного музея посупило пять памятников старины из храмов и монастырей этого региона. Плачевно выглядела и деревянная фигура Богородицы 18 века.
Алексей Чекин, художник-реставратор деревянной скульптуры и мебели Архангельского филиала ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря:
«Она собрана из разных кусков, не из одного целого. Нужно было всё этот собрать, было много расщепов на лице, на облачении. С оборота были расщепы, расколы».
Ещё тут кованый крючок-крепление. С веками он покрылся ржавчиной и плесенью. Скульптуру в храме крепили к стене, чтобы не падала, когда к ней прикасались.
«Профилактическая заклеечка снимается. После этого начинаем пропитывать сразу клеем, вот это прямо чешуйка висит».
А сравнить этот трудоёмкий процесс реставрации можно разве что с работой нейрохирурга. «Тайная Вечеря» — 12 апостолов и Иисус Христос под «покрытием» — «профилактической заклейкой».
Татьяна Турыгина, художник-реставратор деревянной скульптуры Архангельского филиала ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря:
«Если бы она ехала в таком открытом виде, мы бы могли увидеть очень большие осыпи красочного слоя и левкаса. В данном случае всё сохранилось».
После удаления тонкой микалентной бумаги — укрепление мельчайших кусочков покрытия концентрированным рыбным клеем, чтобы сохранить то, что держалось, можно сказать, на честном слове» Причём, из-за «профилактики» изображений непонятно, где какой апостол. Кроме одного.
Светлана Синицына:
«Вот он, один из 12 апостолов — учеников Иисуса Христа Иуда Искариот. Деревянную фигурку ни с какой другой не спутаешь — выдаёт мешочек. В нём, как известно — 30 серебренников, за которые он предал своего Учителя».
В этой «Тайной вечере» — две группы апостолов неслучайно. Скульптурная композиция размещалась в храмах на Царских вратах.
Татьяна Кольцова, заведующий отделом древнерусского искусства Музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»:
«Две створы Царских врат и эти две группы располагались на одной и на другой створе. Вот такие изображения известны от 18 века именно в центральной России, но они крайне редки».
Как подчеркнула искусствовед — то, что часть большой Нижегородской коллекции попала к архангельским реставраторам — большая честь и ответственность.
Новости