Архангельск стал площадкой проведения международного форума «Арктика — Регионы»

Ключевое событие — совместное заседание комиссий Госсовета по направлениям «Международная кооперация» и «Северный морской путь». Что нужно для увеличения экспортного потенциала арктических территорий?

«Арктика — новый космос». Ставшая уже крылатой на полях форума фраза передаёт важность освоения стратегической территории и сравнивет её с исследованиями, проводимыми в СССР. Это космические масштабы развития всего арктического региона и его главной транспортной артерии — Северного морского пути.

Алексей Чекунков, министр по развитию Дальнего Востока и Арктики РФ:

«Сегодня от кольских удобрений, от металлов Норильска, от нефти Таймыра и Ненецкого округа, от газа Ямала, от новых проектов, которые развиваются на Чукотке и здесь, в Архангельске, зависит не только российская, но и мировая экономика».

Общий объём инвестиций крупнейших компаний в Арктике превышает 30 триллионов рублей. Реализовывать в короткие сроки производимые на экспорт товары можно только по Трансарктическому транспортному коридору.

Александр Цыбульский, губернатор Архангельской области:

«Трансарктический транспортный коридор точно рассматривается в перспективе, как основной узел консолидации всех экспортных грузопотоков, в первую очередь стран БРИКС. Это транспортный коридор, который сегодня лишён основных рисков, с которыми мы сталкиваемся на южных направлениях».

Трансарктический коридор включает в себя как железнодорожную, так и портовую инфраструктуру. Архангельский и Мурманский порты — его главные узлы. Сегодня идёт работа по наращиванию их инфраструктурной мощности. Так, участникам совещания презентовали проект нового цифрового глубоководного порта в Архангельске. Об успехах Мурманского отчитался губернатор Андрей Чибис.

Андрей Чибис, губернатор Мурманской области:

«Более 50% общего объёма перевалки портов арктического бассейна — это порт Мурманск. В перспективе рост этого грузопотока может превысить 200-250 миллионов тонн. Мы в рекордно короткие сроки построили новую железную дорогу. Мы соединили этой новой дорогой восточный и западный берега Кольского залива».

Обсудили на Госсовете и использование бондовых складов. Такие хранилища вне таможенной территории страны позволяют временно держать грузы без уплаты пошлин и налогов до их реализации. Тем временем, география экспорта растёт. В том числе за счёт субсидий.

Роман Чекушов, заместитель министра промышленности и торговли РФ:

«Чтобы, например, регионы СЗФО знали, что государство поддерживает раскатку маршрутов, например, из Архангельска в определённые несколько портов за рубежом. Там мы должны создавать свою инфраструктуру, привлекать инвесторов. А мы, в свою очередь, должны эти вещи субсидировать».

В комплексное развитие Трансарктического транспортного коридора войдёт и новый пакет субсидий. Это поручение президента. Добиться поставленных целей можно только совместными усилиями всех ведомств и регионов Арктики.

Новости