Это команда второй научной экспедиции на Заяцкий мыс Унской губы Белого моря. На этот раз, кроме сотрудников Кенозерского национального парка и питерских дизайнеров, в составе группы — Нина Петрушина, 86-летняя архангелогородка. На Заяцком прошло её военное детство.
«Жду встречи — не дождусь».
Нину Фёдоровну пригласили в этот неблизкий и сложный путь как очевидца тех давних времён, чтобы подсказать специалистам, где что находилось. А ей самой очень хотелось найти заветную тропинку к родному дому, который покинула больше 70 лет назад.
Светлана Синицына:
«Трудно представить, что здесь в 30–50-е года прошлого века работал, шумел Унский лесозавод. Сейчас шумит лес. А ещё здесь жили люди».
Кроме местных жителей и вольнонаёмных, среди которых были и родители Нины Фёдоровны, на заводе работали спецпереселенцы. Это тысячи невинно пострадавших людей, насильно высланных на Север, в основном из южных регионов Советского Союза. Семь спецпосёлков было создано на Онежском полуострове.
Елена Шатковская, первый директор Кенозерского национального парка, автор идеи проекта:
«Людей вырвали из своей среды, вообще из своего мира, от своих родных, от своих друзей. Закинули на дальний Север. Это трагедия страшная, что пережил народ в сталинские времена. Мы не сделали выводов из этого».
Первый директор парка Елена Шатковская — инициатор создания на Заяцком памятного места, где сохранились остатки бывшего лесозавода с уникальными паровыми машинами начала 20 века. Так возник масштабный проект «Люди и локомобили. Индустриальная память в ландшафте Беломорья». Он посвящен трагическим страницам в истории страны — спецпоселениям в период индустриализации и сталинских репрессий в 30-е годы прошлого века.
Виктор Яндовский, главный архитектор Кенозерского национального парка:
«Ставим стенд с навигацией, как идти по маршруту».
Забит первый колышек. В планах — открыть на Заяцком мысу новый историко-мемориальный маршрут.
Елена Шатковская, первый директор Кенозерского национального парка, автор идеи проекта:
«Не такую там тропу прогулочную, а здесь должно быть мощное погружение».
Работая над дизайном, питерские архитекторы Ирина Кащеева и Елизавета Михайлова специально приехали сюда, чтобы всё увидеть своими глазами, прочувствовать атмосферу и дух этого места.
Ирина Кащеева, архитектор, дизайнер проекта, Санкт-Петербург:
«Меня впечатлило, как быстро лес поглощает жизнь. Это особенно видно в паросиловом цехе — деревья, которые растут внутри его и вокруг, которые просто съели индустриальный ландшафт. Показывает, как недолговечна наша жизнь и как вечна природа».
Все проектные работы завершат этой осенью. После чего приступят к следующему этапу — строительству объектов и экспозиций.
«Нина Фёдоровна, куда этот песочек? — На могилку матери. Горсть родной земли».
Нина Петрушина, жительница Северного округа Архангельска:
«Я рада, что Заяцкий не умрёт, в любое время можно будет приехать, поклониться. Но тропинка-то не заросла. Я ведь её нашла».
Новости